(настоящее отчество — Антипович) (1907-1972)
См. также ЕФРЕМОВ, Иван Антонович (Энциклопедия 1995).
Видный русский советский прозаик, ученый-палеонтолог и оригинальный мыслитель; основоположник и классик новой советской НФ, влияние которого на ее развитие в 1960-х годах трудно переоценить. Родился в деревне Вырица (Царско-Сельского уезда Петербургской губернии, ныне — Ленинградская область). После окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, но не окончил его, работал в Геологическом музее АН, участвовал в геологических и палеонтологических экспедициях.
После окончания экстерном геологоразведочного факультета Ленинградского (ныне — СПб) горного института заведовал лабораторией Палеонтологического института АН и руководил несколькими экспедициями (в т.ч. в пустыню Гоби). Основатель тафономии — науки о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков. Доктор биологических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР (1959). Печататься начал с 1944 года. Член СП. Первая НФ публикация — «Встреча над Тускаророй» (1944).
НФ творчество Е., оригинального философа и одного из последних энциклопедистов 20 века, оказало революционное воздействие на расцвет советской НФ в 1960-х годах, раскрыв перед ней (в середине 1950-х еще связанной идеологическими клише фантастики «ближнего прицела») поистине будоражащие горизонты. Однако личная и творческая судьба писателя оказалась не столь однозначной: поначалу принятый в штыки официальной критикой, писатель затем был с той же легкостью возведен в ранг непререкаемого авторитета и живого классика; и уже в конце жизни Е. его последний (во многих смыслах итоговый) роман был насильно вычеркнут из советской литературы, а в квартиру только что скончавшегося автора нагрянул с обыском КГБ. Особый драматизм ситуации добавляет то обстоятельство, что, несмотря на значительный моральный и писательский авторитет Е. среди поколения советской НФ, пришедшего в литературу вместе с ним, "школы Ефремова" так и не было создано (хотя ее создание неоднократно прокламировалось самозванными "последователями" и "душеприказчиками"). Может быть, свою роль в этом литературном одиночестве сыграли и определенные черты характера писателя, его — вполне естественное для автора утопий — нравственный ригоризм и проповедуемые идеалы "нового Ренессанса", а также безусловно доминировавший в его произведениях философ, социальный мыслитель (в ущерб художнику). В целом, Е. остается одной из самых ярких и противоречивых фигур в истории новой советской НФ литературы.
Начав с НФ рассказов и повестей «на грани возможного», большинство которых составило сборники — «Встреча над Тускаророй» (1944), «Пять румбов. Рассказы о необыкновенном» (1944), «Белый Рог »(1945), «Тень минувшего» (1956), «Алмазная труба» (1946; доп. 1954), «Рассказы о необыкновенном» (1946), «Рассказы» (1950), «Звездные корабли» (1953), «Озеро Горных Духов» (1954), «Великая Дуга» (1956), «Бухта Радужных Струй» (1959), «Юрта Ворона» (1960), «Сердце Змеи» (1964; др. состав — 1967; др. состав — 1970), — Е. не стал слепо следовать канонам фантастики "ближнего прицела ". Писателя интересовала не столько степень осуществимости конкретной фантастической идеи, сколько "общечеловеческий смысл" ее возможной реализации; при этом Е. черпал замыслы как из различных наук, так и из народных легенд — «Телевизор капитана Ганешина» (1944; др. — «Атолл Факаофо»), «Встреча над Тускаророй», «Ак-Мюнгуз» («Белый Рог») (1945) и др. Во мн. р-зах — «Бухта Радужных Струй» (1944), «Румб второй. Дены-Дерь» (1944; др. — «Тайна Горного Озера»; др. — «Озеро Горных Духов»), «Олгой-хорхой» (1944; др. — «Аллергорхой-Хорхой»), «Голец Подлунный» (1944) и другие — необычное, загадочное встречает исследователя на, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Земле. В то же время профессиональная подготовка Е. обеспечивала ему точные прогностические попадания: в "Алмазной трубе" (1945) предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет рассказа «Тени минувшего» (1945; др. — «Тень минувшего») подтолкнул советского ученого Ю.Н. Денисюка к изобретению голографии. Также выделяются рассказы: «Катти Сарк» (1944), «Обсерватория Нур-и-Дешт» (1944); из более поздних — «Эллинский секрет» (рук. 1942; 1966), в котором Е. обратился к проблеме генетической памяти (что обусловило столь запоздалую публикацию), и «Юрта Ворона» («Хюндустыйн Эг») (сокр. 1959; доп. 1960).
Начиная с повести «Звездные корабли» (1947; 1948), творческая мысль Е. решительно выходит на широкий космический простор, безвозвратно порывая с традициями фантастики «на грани возможного». Конкретный сюжет повести — находка кости динозавра с загадочной пулевой пробоиной, затем — черепа человекоподобного инопланетянина и его «портрета», — послужил отправной точкой гллавной философии построения Е.: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по которым идет эволюция на различных планетах (с неизбежностью обеспечивая в результате общий физический облик и психологическую конструкцию — «гуманоидность» — для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы — «Великого Кольца» цивилизаций. Несмотря на явный антропоцентризм идеи Е., писатель посвятил художественной пропаганде ее все два последующих десятилетия. Квинтэссенцей социальных и философских размышлений Е. о далеком будущем, определившей новый этап развития отечественной НФ, стала масштабная и беспрецедентная в советской литературе утопия — роман «Туманность Андромеды» (фрагм. 1957; доп. 1957; 1958); вместе с повестью «Звездные корабли» объединен в один том — «Туманность Андромеды. Звездные корабли» (1965); откровенно неудачно экранизирован. «Туманность Андромеды»).
Начало публикации романа в год Спутника и в разгар хрущевской «оттепели» возвестило о смелом прорыве границы «ближнего прицела». Действие романа отодвигалось от реального времени на тысячелетия (в последнем издании Е. остановился на 30-х веках), а тематика не имела ничего общего с заполонившими тогда отечественную НФ «производственными проблемами» или разоблачением происков буржуазных агентов. Широкими мазками, подменяя (иногда сознательно) художественный анализ популярными «лекциями», писатель нарисовал впечатляющую панораму коммунистического будущего на объединенной Земле, общество, населенное принципиально новыми людьми. Они решили большинство известных современникам Е. социальных и технических проблем, перестроили планету, превратив ее в цветущий сад, вышли к звездам, влились в «Великое Кольцо» коммуникаций с иными цивилизациями, готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость "межзвездной связи". Главное новаторство Е., однако, заключалось не в научной и технической дерзости его идей: впервые в советской НФ так смело и широко говорилось о физическом и духовном совершенстве жителей утопии, их радикально перестроенной духовной жизни, мировоззрении, быте, семье, труде и отдыхе, взаимоотношении полов, воспитании детей, даже об их пенитенциарной системе и об оценке "утопистами" всей предшествовавшей истории человечества. Иными словами, обо всей сфере человеческих отношений, художественно анализируемых "мягкой" (гуманитарной) НФ.
Высоко подняв планку "советской утопии", Е. сам еще лишь дважды возвращался в созданный им мир. Первое "возвращение" было эпизодическим: в полемическом ответе "Первому контакту" М.Лейнстера — повести «Сердце Змеи» (Cor Serpentis) (1959), герои которой вступают в контакт с жителями "фторной" планеты. Вторым и последним стал масштабный, многослойный и во многом спорный роман «Час Быка» (сокр. 1968; доп. 1970), вышедший под занавес творческого и жизненного пути Е. и знаменовавший собой изменения во взглядах писателя, неизбежные за прошедшее десятилетие, во всяком случае ставивший знак вопроса на постоянно декларируемом "социальном оптимизме Е." Конец "оттепели", окончательный крах "коммуно-утопических" идеалов начала 1960-х годов привели к тому, что в далеком будущем по Е. появилась естественная и неизбежная "сестра" утопии — антиутопия. Автор благоразумно поместил ее на "край Вселенной" — планету Торманс (название заимствовано, видимо, у Д.Линдсея), куда, на заре межзвездных перелетов, "занесло" один из "звездных ковчегов" последних представителей классово разделенной Земли, и куда — также случайно — попадает звездолет землян (дело происходит спустя 300 лет после событий, описанных в «Туманности Андромеды»). В мире Торманса царит жестокая диктатура, планета близка к экологической глобальной катастрофе, и технически и "идеологически" более могущественные земляне оказываются перед дилеммой: "невмешательство"-"прогрессорство"; герои Е., хотя и с оговорками и сомнениями, явно тяготеют к последнему. Тщательно продуманный автором маскирующий антураж — философско-футурологический, мифологический, даже религиозный и непривычно (для советской НФ) эротический, обильно раскиданные по тексту ссылки на "американский империализм и китайский ревизионизм" не обманули бдительных цензоров. Результатом явился запоздалый, но бескомпромиссный запрет на роман, на любое упоминание о нем в печати (возвращение его в библиотеки, к читателям состоялось только с началом "перестройки").
В промежутке между своей глобальной утопией и глобальной антиутопией Е. выпустил во многих отношениях экспериментальную (и лишь отчасти удавшуюся) книгу — «Лезвие бритвы. Роман приключений» (фрагм. 1963; сокр. 1963; 1964), интересную, хотя и рискованную попытку создать "книгу для всех" (от массового малообразованного читателя до интеллектуала). На фоне авантюрного сюжета — разгадки тайны древней короны из неизвестного металла, найденной на дне океана, главный герой — врач и психолог Гирин — занят собственным "интеллектуальным детективом": исследует тайники подсознания, человеческую психики в целом, ее связь с творчеством и генетической памятью. Не будучи формально НФ, роман органически вписывается в общую канву научных, историко-философских, эстетических концепций Е., развитых в его фантастастических книгах. В этом же контексте воспринимаются и исторические произведения писателя: рассказ «Афанеор, дочь Ахархеллена» (1960), дилогия — повести «На краю Ойкумены» (1949) и «Путешествие Баурджеда» (1953); объединены в один том — «На краю Ойкумены» (1956; др. — «Великая Дуга»); вместе со «Звездными кораблями» объединена в один том — «На краю Ойкумены. Звездные корабли» (1959); и объемный роман «Таис Афинская» (фрагм. 1972 — «Рок Персеполиса»; сокр. 1972; 1973), в центре которого — яркий образ древне-греческой куртизанки.
Вышло несколько Собраний сочинений писателя, в том числе: в 3-х тт. (1975-76); последний том вышел в 2-х книгах; в 5-и тт. (1988-89); в 6-ти тт. (1993, самое полное); в 4-х тт. (2007, не входят Гобийские заметки «Дороги ветров»).
Вл.Б., Вл.Г., Г.С.М.
Литература:
- «Через горы времени. Очерк творчества Ивана Ефремова», Е.Брандис, В.Дмитриевский (1963).
- «Иван Антонович Ефремов», П.К. Чудинов (1987).