(1925-)
См. также ВОЛКОВ, Анатолий Романович (Энциклопедия 1995).
Украинский филолог, критик, доктор филологических наук. В научном филологическом мире его имя хорошо знакомо — не только в Украине, но и в Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Молдове — благодаря его исследованиям творчества писателей этих стран.
Он родился в 1925 году в Одессе в семье ректора Одесского университета Романа Михайловича Волкова — известного филолога, исследователя фольклора, имеющего ряд солидных работ. Много позже, в 50-е годы, работая в Черновицком государственном университете, Роман Михайлович обратился к собиранию, изучению и серьезному научному исследованию народного творчества Буковины, привлекая к этому молодых ученых, в частности Олексу Романца и Константина Поповича. Библиотека фольклористики, которую он начал собирать еще в начале своей научной деятельности, в 1910-е годы, и сегодня имеет большую ценность. Кстати будет заметить, что именно в книге из библиотеки Р. Волкова «Коломыйки», изданной в 1907 году Владимиром Гнатюком и подаренной на 50-летний юбилей писателю Михаилу Ивасюку, его сын Володя нашел коломыйку о загадочном волшебном цветке «червона рута». И родилась песня, обошедшая весь мир.
Вы хотите подключить электропитание в автомобиле к дорожному холодильнику, ноутбуку, зарядному устройству для телефона, фотоаппарату и другой цифровой технике? Тогда вам нужен инвертор. На сайте интернет-магазина «Сотмаркет» большой выбор автомобильных преобразователей напряжения (инверторов). Здесь, Автомобильные преобразователи напряжения (инверторы) в интернет-магазина «Сотмаркет». Большой выбор. Вы можете подобрать как по мощности, так и по входному напряжению., вы можете подобрать как по мощности, так и по входному напряжению. У нас вы также можете проконсультироваться со специалистами по вопросу наиболее подходящей именно вам модели. Компания «Сотмаркет» на этом рынке с 2005 года. В ассортименте более 100 000 товаров в 45 категориях. Большой выбор аксессуаров. Доставка по всей России, без предоплаты. Круглосуточная служба поддержки. Собственный сервис-центр и технические консультанты. Приятной покупки!
Как вспоминает В., отец не настаивал на том, чтобы сын стал филологом. И в юности, и отрочестве он мечтал о биологии. Но, … биологом стал внук Романа Михайловича Роман — ныне доктор биологических наук, известный ученый, чьи исследования о генетике пасленовых культур известны во многих странах мира. Кстати, жена Анатолия Романовича Людмила Петровна — тоже ученый-литературовед, исследователь творчества Николая Гоголя, один из соавторов «Лексикона сравнительного литературоведения».
В. получил филологическое образование в городе Байрам-Али, куда во время войны был эвакуирован Одесский университет. После войны отца направили на работу во Львов, и там В.-младший поступил в аспирантуру к известному ученому Иллариону Свенцицкому. Тему кандидатской диссертации подсказал руководитель: «Сказки А. С. Пушкина в польских переводах А. Ю. Глинского», которая положила начало долголетнему и серьезному исследованию взаимосвязей славянских литератур.
С 1950 года В. работает в Черновицком Национальном университете. В кругу его интересов — прежде всего славянские литературы. Так в 1957 году он издает свою первую книгу, посвященную творчеству Ярослава Гашека. Затем на долгие годы его увлекает творчество Карела Чапека. Выходит его книга «Драматургия Карела Чапека» (укр. 1972). Кстати, одна из самых важных для него наград — это медаль имени Карела Чапека, которой он был удостоен правительством Чехословакии после выхода в свет его книги «Драматургия Карела Чапека». Такие награды в СНД имеют только двое ученых — москвич Никольский и петербуржец Малевич. В 1979 году в Москве защищает докторскую диссертацию «Карел Чапек и проблема реалистической условности в драматургии ХХ века», подбираясь все ближе к компаративистике.
В. выдвинул теорию традиционных сюжетов и образов, сущность которой состоит в том, что «некоторые произведения, благодаря заложенным в них потенциальным возможностям, получают широкое признание в мировой и национальной литературе. Они становятся традиционными: из них черпаются сюжеты, мотивы, образы. Традиционные сюжеты, мотивы и образы в их многовековом и многонациональном функционировании — явление модельное для теории и истории мировой литературы. На их материале можно — и следует — рассматривать многие литературные процессы. Традиционные сюжеты и образы — это особый способ художественного отражения и претворения действительности, когда жизненный материал уже пропущен сквозь творческую призму традиции — мифа, фольклора, исторической легенды, литературы. Созданная ранее «вторая действительность» снова еще раз проходит сквозь авторскую призму. Трансформируется при оформлении явлений и проблем иной эпохи».
Теория В. — это, по словам ученого, «матрица, на которую можно спроектировать объективный материал, чтобы выяснить литературные взаимосвязи». Вышесказанному доказательство — один из последних российских сериалов, основой для которого стал древнегреческий миф о Пигмалионе, а название которого — чуть ли не полная аллюзия мюзикла Ф. Лоу, вышедшего на экраны в конце 60-х годов ХХ столетия, — «Моя прекрасная леди», в данном случае — «Моя прекрасная нянька». А в быту, в отношениях между людьми как часто прибегаем к традиционным сюжетам и образам. Достаточно сказать о человеке «Робинзон», и многое становится ясным. А теперь представить себе, какой материал находится в руках писателя, когда он обращается к образу того же Иуды — вспомним роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Заслуга В. в том и состоит, что его теория учитывает как время бытования образов (так, утверждает ученый, «вечных» образов не существует — все они имеют определенный период действия. К примеру, какой же Робинзон вечный? Или Швейк — он вообще создан фантазией писателя менее чем сто лет назад), и принцип региональности — так образ Галатеи будет непонятен в азиатских культурах — там свои традиционные образы и сюжеты.
Итогом более чем 50-летних исследований ученого стала монография «Традиційні сюжети й образи», вышедшая недавно (2005 или ранее). В ней на конкретном литературном материале сам Волков и его ученики рассматривают феномен усвоения славянскими литературами — и что очень важно: украинской! — культурного общеевропейского достояния как способа привлечения национальных литератур к общечеловеческим ценностям.
Как утверждает автор В., в богатейшей образной системе Тараса Шевченко упоминаются и около 170 мифологических, библейских, агиографических и литературных персонажей с преобладанием античных и библейских. И это, по его мнению, опровергает утверждения некоторых авторов об ограниченности мировых культурных горизонтов Шевченко, наоборот, свидетельствует о широте его взглядов, разносторонности таланта поэта.
Эта монография уже сегодня может иметь практическое применение в преподавании украинской и мировой литературы в учебных заведениях всех уровней, так как построена на богатейшем литературном материале, с привлечением исследований ученых разных стран.
К несомненным достижениям ученого следует отнести и «Лексикон загального й порівняльного літературознавства», подготовкой и изданием которого руководил В. Это энциклопедическое издание, содержащее около 800 статей историко-литературного и теоретического характера, выиграло грант международного фонда «Відродження».
Жизнь В. не умещается только в научные исследования. Он имеет прекрасных учеников-единомышленников, 5-ро из них — доктора наук, они и являются ядром школы сравнительного литературоведения, функционирующей во главе с В. в Черновицком университете. Под руководством В. кафедра сделала попытку системного описания характерных с компаративистского точки зрения явлений мировой литературы, внимание было сосредоточено на репрезентативных моментах мировой литературы, преимущественно на традиционных образах и сюжетах. Изучались здесь и такие ранее не изучаемые явления, как робинзонада (доц. Ю. И. Попов), артуриана (асист. И. И. Горбачевська), жанниада (доц. О. В. Червинська), фаустиана (доц. А. Е. Нямцу, проф. С. Д. Абрамович), сюжет об Атлантиде (доц. И. М. Зварич), тема «искусственного человека», Мазепиана (проф. А. Р. Волков).
Дом , кабинет, библиотека Волковых всегда были открыты для тех, кому интересны литературы, культура, искусство. Об их библиотеке вообще ходили легенды — такие книги там есть. Сам В. признался, что именно дома он читал и Грушевского, и книги поэтов-неоклассиков и писателей украинского «расстрелянного Возрождения», еще в те годы, когда об этом нельзя было даже говорить вслух, а роман Винниченко «Сонячна машина» он прочитал в 1946 году! Студенты филологического факультета, на котором В. проработал более 40 лет, всегда выделяли лекции В. как самые интересные и насыщенные.
«Карфаген нашей провинциальности должен быть разрушен!» — еще 1949 году заявил известный ученый Юрий Шевелев. В., ученому-литературоведу из Черновцов, многое удалось сделать в этом направлении.
Избранная библиография:
- Волков А.Р. «Традиційні сюжети та образи» (нарис теорії TCO) // Бібліотека тижневика "Зарубіжна література". - 1998. - №25-28 (89-92).
- Волков А. Р. «Предки та попередники чапекових роботiв: До ictopii лттературноi теми створення штучноi" людини». Слов"янське лiтературознавство i фольклористика. К.: Наукова думка, 1971, вип. 7.
- Волков А. Р., Соловей Э. С. «Две славянские трагедии об Атлантиде». В кн.: «Чехословацко-русские литературные связи в типологическом освещении». - М.: Наука, 1971.
- Волков А. Р. «Драматургия Карела Чапека» (1972).
- Волков А. Р. «К теории традиционных сюжетов». В кн.: С«равнительное изучение славянских литератур»: Материалы конференции 18-20 мая 1971 года. М.: Наука, 1973.
- Волков А. Р., Нямцу А. Е. «Драма А.В.Луначарского "Фауст и город": революционное переосмысление традиции». - В сб.: «Вопросы русской литературы»: Республ. межвед. научн. сборник. Львов: Вища школа, 1977, вып. 2.
- Волков А. Р. «Карел Чапек и проблема реалистической условности в драматургии XX века»: Автореф. дис. докт. филол. наук. М., 1979.
- Волков А. Р. «Творческие методы и художественные системы». М.: Искусство, 1978.
- Волков А. «Теорія традиційних сюжетів та образів»/ «Зарубіжна література в школах України» - 2007 г., N 9 (стр. 63-64.)
- Волков, А. «Теорія традиційних сюжетів та образів» / «Зарубіжна література в школах України»: Методичний журнал. - К. : Антросвіт, 2005. - Выходит ежемесячно. 2007 г. N 9 - С.63-64.
Нечаева Прасковья, Г.С.М.
Обложки:
Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.