Романы Жюля Верна (Брандис, Евгений Павлович)

: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/fantastika3000/data/www/fantastika3000.ru/includes/unicode.inc on line 311.

РОМАНЫ ЖЮЛЯ ВЕРНА

Творчество Жюля Верна составило эпоху в истории детской литературы. Один из немногих крупных писателей XIX века, посвятивших свою деятельность юному поколению, он не только создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знания, но и прославился как основоположник реалистической научной фантастики.


Вы любите читать, интересуетесь не только новинками но и литературой, тогда сайт Prostokniga.com.ua будет для Вас путеводителем в мире литературы.Здесь есть разделы по интересам: проза, поэзия, все о литературе, научная книга, деловая книга. А есть и разделы по возрасту: для малыша, для школьника, для студента. Можно ознакомиться с рецензиями на книги, серии, авторов, посмотреть фото и видео, прочитать интервью. «Prostokniga» поможет Вам узнать много нового и интересного.

Жюль Верн (1828—1905) родился в городе Нанте, в семье адвоката. В 1847 году, после окончания лицея, юноша отправился в Париж держать экзамены в школу Права. Но уже тогда он твердо решил при первой же возможности отказаться от профессии, которую избрал для него отец, и посвятить себя литературе и театру. В студенческие годы начинающий драматург, при содействии Дюма-отца, ставит на сцене несколько посредственных водевилей и бытовых комедий. В то же время Жюль Верн испытывает неодолимое влечение к естественным наукам. Он неустанно расширяет свои знания, следит за достижениями науки и техники, знакомится с учеными, инженерами, изобретателями. В 50-х годах он пробует свои силы в необычном для того времени жанре: пишет рассказы с острым драматическим сюжетом, используя новейшие данные о воздухоплавании, отчеты арктических экспедиций, труды по истории и географии стран Южной Америки и т. д.

«Пять недель на воздушном шаре» (1863) — первый из шестидесяти трех романов, образующих серию «Необыкновенные путешествия», вывел его на дорогу славы. С тех пор на протяжении четырех с лишним десятилетий он ежегодно выпускал один или два новых романа, не прекращая работы и в других жанрах (повести и рассказы, драматические произведения, научно-популярные труды по географии).

В летние месяцы писатель переносил свой рабочий кабинет в каюту яхты «Сен-Мишель», курсируя на ней вдоль берегов Франции, по Средиземному морю и Атлантике. Яркие впечатления от морских круизов, кратковременного пребывания в Америке и путешествий по странам Европы отразились во многих его романах. Но меньше всего Жюль Верн мог опереться в своей работе на личные впечатления. Главным источником ему служили труды по географии (в частности, книги Э. Реклю), естествознанию, разным отраслям науки и техники, а также обширная картотека, непрерывно пополнявшаяся сведениями о новейших научных открытиях, изобретениях, материалами по истории географических открытий и т. п. К концу жизни писателя его картотека насчитывала свыше двадцати тысяч тетрадок с выписками, рассортированными по тематическим и предметным рубрикам.

Вторую половину жизни Жюль Верн провел в Амьене, куда переехал осенью 1871 года. В этом тихом провинциальном городе он написал большую часть своих романов. В старости, почти полностью потеряв зрение и слух, писатель тем не менее не прекращал своей творческой деятельности. После смерти Жюля Верна в его архиве осталось десять неопубликованных книг, которые согласно завещанию выходили из печати по две книги в год до конца 1910 года. Последний из оставшихся в набросках романов — «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», — законченный, по-видимому, его сыном Мишелем, вышел отдельным изданием лишь в 1919 году1. В общей сложности Жюль Верн написал за свою долгую жизнь более ста томов.

Появление научно-фантастического романа было исторически подготовлено великими техническими изобретениями и научными открытиями конца XVIII и первой половины XIX века. Успехи науки и техники давали пищу творческому воображению и своеобразно преломлялись в научно-фантастических романах Жюля Верна. Открытия и изобретения, которые еще не вышли из стадии лабораторного эксперимента или только намечались в отдаленной перспективе, он рисовал как уже существующие и действующие. Отсюда нередкие совпадения конкретных прогнозов писателя с их последующим воплощением в жизнь.

Наиболее обстоятельно Жюль Верн разработал в «Необыкновенных путешествиях» пять научно-фантастических тем: 1) освоение Арктики и завоевание обоих полюсов; 2) подводная навигация; 3) авиация и воздухоплавание; 4) использование электрической энергии; 5) межпланетные путешествия.

Но этим далеко не исчерпывается перечень научных и технических проблем, воздействовавших на творческую фантазию Жюля Верна. Писатель был убежден, что даже самые смелые его мечты рано или поздно воплотятся в жизнь. «Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал,— говорил Жюль Верн,— все это будет уступать истине, ибо настанет время, когда достижения науки превзойдут силу воображения».

Время подтвердило справедливость этих слов. Еще при жизни Жюля Верна его фантазии стали превращаться в реальность. Многое из того, что современникам писателя казалось несбыточной мечтой, для нас давно уже стало минувшим днем. Но, несмотря на то что романы Жюля Верна по существу уже перестали быть фантастическими и в научном отношении сильно устарели, его лучшие произведения, отмеченные подлинным мастерством, по-прежнему остаются в золотом фонде детской классической литературы.

Жюль Верн, опираясь на творческий опыт Александра Дюма и других своих предшественников, довел до высокой степени совершенства художественную форму приключенческого романа, обогатив его новым содержанием и подчинив задачам популяризации научных знаний. Он поставил своей главной целью дать полное географическое описание земного шара. Если проследить по карте маршруты его героев, то окажется, что писатель, в общем, завершил свой труднейший замысел. На карте мира почти не осталось таких мест, где не побывали бы герои «Необыкновенных путешествий», этой единственной в своем роде приключенческо-географической эпопеи. Но география — только одна из многих научных дисциплин, питающих воображение романиста. В сферу его интересов входят почти все отрасли науки и техники.

Убежденный демократ и республиканец, Жюль Верн никогда не скрывал от читателей своих политических симпатий и антипатий. Решительное осуждение захватнических войн, пропаганды милитаризма сочетается в его романах с утверждением прогрессивной идеи свободного развития и мирного сосуществования равноправных народов.
Новому типу «научного романа», введенному в литературу Жюлем Верном, соответствовал и новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя своей творческой мечты совершить любой подвиг, пойти на любую жертву. Иногда такой герой выступает одновременно и как новатор науки, и как борец за свободу, воплощая в себе черты человека будущего, каким он рисовался воображению автора.

Замечательной особенностью таланта Жюля Верна является его тонкий юмор, оживляющий даже наиболее трудные для восприятия подростка страницы «Необыкновенных путешествий». Атмосферу здорового веселья, непринужденного комизма вносят в его романы образы слуг, которым отводится вовсе не служебная, а первостепенная роль в развитии действия, и образы чудаков-ученых, из-за своей неприспособленности вечно попадающих в смешные и нелепые положения (например, Паганель). Обычно такой ученый-чудак сообщает спутникам массу интересных научных фактов, которые вплетаются в самую ткань приключенческого сюжета, нисколько не нарушая его целостности и художественных достоинств.

Жюль Верн был непревзойденным популяризатором научных знаний, и в этом его величайшая заслуга перед детской литературой. Юных читателей увлекает не только непринужденно-занимательное изложение научных теорий и фактов, но и благоговейное отношение писателя к науке, которая становится для него предметом поэтического вдохновения и окружает ореолом его знаменитых героев.

Эту ценную черту творчества писателя отметил Морис Торез: «Книга Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» воспламенила мое воображение. Я был увлечен не столько приключениями капитана Немо, сколько им самим. Я видел в нем олицетворение великого гения науки, которая восторжествует над всем, науки, которая преобразит мир и людей, когда будет служить народу»2.

В богатейшем наследии Жюля Верна далеко не все произведения равноценны. Чаще всего переиздаются и читаются с увлечением даже учениками начальной школы такие романы, как «Путешествие к центру Земли» (1864), «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1866), «Дети капитана Гранта» (1868), «Двадцать тысяч лье под водой» (1870), «Таинственный остров» (1875), «Пятнадцатилетний капитан» (1878), «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1870), «Вверх дном» (1889), «Вокруг света в восемьдесят дней» (1873), «Пятьсот миллионов бегумы» (1879)3 и некоторые другие.

В этих романах особенно ярко раскрываются лучшие стороны творчества Жюля Верна: его гуманизм, широта научных интересов, умение построить захватывающий, полный жизни и движения приключенческий сюжет.

Роман о капитане Гаттерасе одновременно является и географическим и научно-фантастическим. Ценой невероятных трудностей и лишений герой достигает Северного полюса, когда ни один исследователь Арктики еще не поднимался выше 82° северной широты. В наше время в районе Северного полюса постоянно ведется большая научная работа. Читатели это прекрасно знают, что нисколько не мешает им восхищаться непреклонной волей и мужеством капитана Гаттераса, с волнением следить за всеми перипетиями героической экспедиции.

Вершиной творчества Жюля Верна можно считать его знаменитую трилогию, герои которой не только выражают, но и воплощают в практических действиях гуманистические и демократические идеалы писателя.

Сюжет первого романа определяется поисками исчезнувшего без вести капитана Гранта. Разные толкования испорченного документа заставляют Эдуарда Гленарвана и его спутников проделать кругосветное путешествие вдоль 37-й параллели. Кто такой капитан Грант? Мужественный шотландский патриот, не пожелавший примириться с тем, что его родина окончательно утратила независимость. Он решил основать колонию шотландских эмигрантов на одном из островов Тихого океана, но кораблекрушение помешало ему осуществить этот план. Гленарван — политический единомышленник Гранта — снаряжает экспедицию вопреки желанию Адмиралтейства4, на свой страх и риск. Таким образом, одно из самых увлекательных «Необыкновенных путешествий» мотивируется свободолюбивыми стремлениями героев.

Национально-освободительные идеи еще сильнее звучат в романе «Двадцать тысяч лье под водой». В образе революционера и ученого капитана Немо мы видим наиболее полное выражение прогрессивной направленности творчества Жюля Верна. Загадочный Немо, как выясняется в дальнейшем, — индиец Даккар, посвятивший свою жизнь борьбе за освобождение родины от британского владычества. Его великолепный подводный корабль «Наутилус» — и научная лаборатория, и грозное орудие боя. К услугам Немо богатая библиотека и уникальный музей. Здесь все приспособлено для серьезных научных занятий. Но капитан Немо не может найти успокоения в глубинах океана, когда на земле творится столько зла. Поэтому он не прекращает мстить завоевателям и оказывать помощь народам, стремящимся сбросить цепи рабства.

В «Таинственном острове» сводятся воедино сюжетные линии двух первых романов. Робинзоны XIX века — инженер Сайрес Смит и его друзья, оказавшись на необитаемом острове, вынуждены проделать как бы заново весь путь, пройденный человечеством: начав с добывания огня, изготовления лука и стрел, примитивных орудий труда и домашней утвари, потом уже с помощью первобытных инструментов они создают более сложное оборудование и приступают к большим работам. В отличие от своего предшественника Робинзона Крузо, герои «Таинственного острова» не ограничиваются охотой, земледелием и скотоводством. Они строят мосты, проводят каналы, воздвигают плотины, осушают болота, добывают полезные ископаемые, плавят металлы, производят химические продукты и т. д.

Одинокому Робинзону Жюль Верн противопоставляет дружный трудовой коллектив, группу людей, вооруженных научными знаниями и техническим опытом своего времени. Свободный труд свободных людей, живущих на свободной земле, творит чудеса. Здесь каждый трудится для себя и одновременно на благо всего коллектива. Плоды совместного труда — общее достояние. Для каждого в отдельности и для всех вместе созидательный труд становится первейшей жизненной потребностью. Здесь не существует ни денег, ни частной собственности, ни присвоения чужого труда. Здесь все — за одного, один — за всех.

«Таинственный остров» — «робинзонада» нового типа, основанная на прославлении благих результатов свободного коллективного труда. В этом и заключается воспитательное значение «Таинственного острова», одного из лучших романов Жюля Верна.

Оригинальный художественный вымысел тесно переплетается в его романах с реалистическими картинами бедственного положения порабощенных народов колониальных и зависимых стран, ужасов работорговли, невольничества негров в Америке. Во многих романах Жюль Верн с возмущением описывает зверства колонизаторов, творящих свои черные дела под флагом приобщения к цивилизации отсталых народов («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Плавучий остров» и др.).

Прогрессивные социальные и политические мотивы неотделимы в романах Жюля Верна от естественнонаучной тематики. Слитые в удивительный сплав, они определяют специфику многотомной серии с ее пафосом покорения природы. Слова, сказанные профессором Лиденброком («Путешествие к центру Земли»), могли бы послужить эпиграфом ко всем «Необыкновенным путешествиям»: «Я не покорюсь, не отступлю ни на шаг, и мы увидим, кто победит — человек или природа».

Когда-то книги Жюля Верна ставились в один ряд с романами его старших и младших современников — Майн Рида, Эмара, Жаколио, Буссенара. Дистанция времени отделила его как гения научной фантастики, как создателя галереи незабываемых образов, как вдохновенного певца науки и первоклассного писателя-приключенца от более скромных, пусть даже и даровитых, авторов.

В России он встретил восторженного читателя. Первый же роман — «Пять недель на воздушном шаре»,— переведенный меньше чем через год после появления французского текста, вызвал положительную рецензию М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике». Почти каждый из романов публиковался в двух или трех переводах. Много сделала для популяризации Жюля Верна Марко Вовчок. Она воспроизвела пятнадцать романов, украшающих серию «Необыкновенных путешествий». Художественную и воспитательную ценность произведений Жюля Верна признавали такие писатели, как Л. Н. Толстой, И. С.- Тургенев, А. М. Горький, В. Я. Брюсов; Д. И. Менделеев называл Жюля Верна «научным гением». Высоко оценивали его творчество и такие ученые, как К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, В. А. Обручев, в наше время И. А. Ефремов.

В СССР за 60 лет издано 374 книги Жюля Верна общим тиражом 20507 тысяч экземпляров на 23 языках народов СССР и зарубежных стран. Его романы инсценируются в детских театрах, в кино и телефильмах, а образ самого романиста и мотивы его творчества воплощены в стихах (В. Саянов, В. Рождественский) и художественной прозе (Л. Борисов).

В 1950—1970-х годах, кроме комментированного Собрания сочинений5 и трехтомной «Истории великих путешествий» (см. с. 137), вышло около 10 романов Жюля Верна, давно не издававшихся или впервые переведенных на русский язык: «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», «Дунайский лоцман», «Удивительные приключения дядюшки Антифера», «Завещание чудака», «Клодиус Бомбарнак», «Жангада», «Кораблекрушение «Джонатана» «Школа Робинзонов» («Уральский следопыт», 1970, №№ 1—6). К этому нужно добавить роман, написанный в соавторстве с Андре Лори,— «Найденыш с погибшей «Цинтии» и повесть «Вечный Адам» («Искатель», 1972, № 2). Издание этих произведений (не считая тех, что выходят постоянно) расширило представления читателей о творческом диапазоне французского классика.

О большой популярности писателя в нашей стране и уважении к его заслугам перед общечеловеческой культурой свидетельствует и такой многозначительный факт: после того как советские ученые сфотографировали с помощью космической ракеты невидимую сторону Луны, одному из «потусторонних» лунных кратеров было присвоено имя «Жюль Верн».

Лит.:
Андреев К. Три жизни Жюля Верна. Изд. 3-е. М., «Мол. гвардия», 1960, 304 с. (ЖЗЛ). То же в кн.: Андреев К. На пороге великой эры. Повести. Лит. портреты. М., 1971, с. 5—258;
Андреев К. Всемирный путешественник. В кн.: К. Андреев. Искатели приключений. [М., 1966], с. 39—111; Борисов Л. Жюль Верн. Роман.—В кн.: Л. Борисов. Свои по сердцу. [Л., 1966]. с. ГЗ—334; Брандис Е. Жюль Верн Жизнь и творчество. Изд. 2-е, испр. и доп. [Л. 1963], 335 с; он же. Забытые страницы Жюля Верна.— В кн.: Мир приключений, вып. 14. [М., 1968], с. 551—596; он же. Впередсмотрящий. Повесть о великом мечтателе. М., «Мол. гвардия», 1976, 222 с. (серия «Пионер — значит первый»); он же. Жюль Верн, писатель и путешественник.— В кн.: «Мир приключений» (1977), с. 625—735; он же. Вновь открытый Жюль Верн.— В кн.: «Детская литература 1975» [М., 1975], с. 158—178; Инбер В. Жюль Верн.— В кн.: В. Инбер. Собр. соч. в 4-х т., т. 4. М., 1966, с. 147—150; Кагарлицкий Ю. Уэллс и Жюль Верн.— «ВЛ», 1962, № 6, с. 116—133; Потапова 3. Жюль Верн.— В кн.: История французской литературы, т. III. М., 1959, с. 255—270; Шкловский В. (совм. с А. Ивичем). Уэллс и Жюль Верн.— В кн.: В. Шкловский. Старое и новое. Книга статей о детской литературе [М., 1966], с. 145—153; Жюль-Верн Ж. Жюль Верн. Пер. с фр. М., «Прогресс», 1978, 446 с. (автор — внук писателя).

Примечания:
1 Монопольное право на издание своих сочинений Жюль Верн уступил Этцелю (см. с. 94). «Необыкновенные путешествия» предварительно публиковались в «Журнале воспитания и развлечения», а затем выходили в дешевом и подарочном изданиях с иллюстрациями лучших художников. Рукописи посмертных романов, как теперь установлено, произвольно перерабатывал М. Верн.
2 Морис Торез. Сын народа. М., 1950, с. 28—29.
3 Соавторство Андре Лори, предложившего издателю Этцелю первоначальный вариант этого романа, установлено французской исследовательницей С. Вьерн на основании писем Жюля Верна, хранящихся в архиве Этцеля (см. с. 112).
4 Адмиралтейство — в Англии название министерства военно-морского флота.
5 Собр. соч. в 12 т М., Гослитиздат, 1954—1957 Включено 25 романов: Пять недель на воздушном шаре, С Земли на Луну, Вокруг Луны, Путешествие к центру Земли, Путешествие и приключения капитана Гаттераса, Дети капитана Гранта, Двадцать тысяч лье под водой, Таинственный остров, Вокруг света в восемьдесят дней, В стране мехов, Ченслер, Гектор Сервадак, Черная Индия, Пятнадцатилетний капитан, Пятьсот миллионов бегумы, Архипелаг в огне, Робур-Завоеватель, Север против Юга, Вверх дном, Плавучий остров, Флаг родины, Властелин мира, Драма в Лифляндии, В погоне за метеором, Матиас Шандор. Повести и рассказы: Драма в воздухе, Зимовка во льдах, Опыт доктора Окса, Блеф (американские нравы).

Евгений Брандис


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.