Селитренников, Андрей Митрофанович

(псевдонимы - Ренников, Андрей Митрофанович; Антар) (1882-1957)

Селитренников, Андрей Митрофанович

См. так же РЕННИКОВ, Андрей Митрофанович (Энциклопедия 1995)

Русский писатель и журналист, сотрудник ряда одесских, петербургских и зарубежных изданий. Известен, в основном, под псевдонимом Ренников, Андрей Митрофанович.

Родился в 1882 году в Кутаиси в семье присяжного поверенного Митрофана Селитренникова. Детство писателя прошло на Кавказе: сначала в Батуме, затем в Тифлисе. Учился в пансионе 1-й тифлисской классической гимназии. Мечтая стать музыкантом, играл на скрипке и изучал теорию музыки. Поступил в Новороссийской университет Одессы, где окончил физико-математический и историко-филологический факультеты. Сочинение С. «Система философии В. Вундта» было удостоено золотой медали. После окончания университета остался на кафедре философии, работая над диссертацией и ведя преподавательскую деятельность. Занялся журналистикой, сотрудничая с газетой «Одесский листок».


Аренда под производство площадей от собственника одна из основных услуг компании «New Life Group». Аренда производственных помещений от компании «New Life Group» учитывает: прежде всего, пожелания самого Клиента; наличие необходимой инфраструктуры для ведения и развития производства, торговли и складирования; выгодное для бизнеса Клиента месторасположение; возможность аренды промышленных помещений рядом с офисом; наличие свободного подъезда грузового автотранспорта к складским помещениям; индивидуальный подход к пожеланиям каждого Клиента. Выполнение всех пожеланий клиента – залог нашего успеха.

В 1912 г. переехал в Санкт-Петербург и начал журналистскую деятельность в газете А. С. Суворина «Новое Время», став редактором отдела «Внутренние новости». Фельетоны, рассказы и очерки С., печатавшиеся в газете, принесли ему популярность. В 1912—1913 гг. издавались сатирические романы «Сеятели вечного», «Тихая заводь», очерки «Самостийные украинцы», «Золото Рейна» и «В стране чудес: правда о прибалтийских немцах», сборник рассказов «Спириты, или другие юмористические рассказы». Таким образом, С. сникал известность у всей читающей публики России, однако либерально настроенные пресса и критика обходили писателя стороной.

Февральскую революцию и Октябрьский переворот С. не принял и уехал в Ростов-на-Дону, занятый Добровольческой Армией, где работал редактором газеты «Заря России».

В 1917 г. вышел сатирический НФ роман «Разденься, человек» (1917), где на Землю прибывает посланец с Венеры. «Прибытие на Землю посланца биологической цивилизации Венеры позволяет автору резче выявить античеловечный характер буржуазного общества; однако конечный вывод (назад, к природе!) выглядит явно запоздалым в преддверии Октября.», В. И. Бугров.

В марте 1920 г. выехал из Новороссийска в Варну, откуда уехал в Югославию. В Белграде вместе с М. А. Сувориным (сыном А. С. Суворина) издавал газету «Новое Время» (1921—1926). Параллельно С. занимался драматургией: в Белграде вышла пьеса о жизни эмигрантов «Тамо далеко» (1922), в Софии изданы пьеса «Галлиполи» о добровольцах Белой Армии и комедия «Беженцы всех стран» (1925). В 1925—1926 вышли романы «Души живые», «За тридевять земель».

Неприятие большевиков, попытки предсказать, чем окончатся их социальные эксперименты, побудили С. на создание произведений-антиутопий. В 1925 он написал «Диктатор мира : роман будущего». Действие разворачивается в 1950 в Германской Демократической Республике, а затем переносится в Россию, где уже восстановилась монархия и вернувшиеся домой эмигранты наконец-то обрели душевный покой. Этой же теме посвящены и некоторые рассказы С. из сборника «Незваные варяги» (1929) — в частности, «Русский интернационал» и «Будущие городничие», повествующие о приехавших на родину после свержения большевиков эмигрантах. Один из бывших эмигрантов, назначенный губернатором, показывает сапожнику, как надо шить сапоги, дает водителю трамвая технические советы, а продавца газет учит выкрикивать «ходкие» новости. При наличии в рассказах С. живого юмора от повествования все же веет грустью и безнадежностью.

В 1926 г. С. предпринимал попытки перенести «Новое Время» в Париж, но безуспешно, после чего переехал в город один. В Париже он стал сотрудником газеты Возрождение, в которой регулярно печатались рассказы, статьи и очерки о жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений в рубрике «Маленький фельетон». В Париже выходили сборник рассказов «Незваные варяги» (1929) (о находчивости русских эмигрантов на чужбине) и детективный роман «Зеленые дьяволы».

В 1940 году из оккупированного немцами Парижа С. переехал на юг Франции, продолжая писать статьи для «Возрождения», с редакцией которого продолжал сотрудничать и после войны. Печатался также в газетах «Россия» и «Русская мысль». В послевоенные годы писателем использовался также другой псевдоним — Антар, под которым выходили произведения в сборнике «Живым и гордым», в журналах «Возрождение», «Для вас», газетах «Вечернее время», «Галлиполи», «Заря» и роман «Кавказская рапсодия» (1952).

Умер 23 ноября 1957 года после тяжелой продолжительной болезни в Пастеровском госпитале Ниццы и был похоронен на кладбище Кокад.

«Разденься, человек» (1917)
Роман этот был достаточно силен критикой буржуазной цивилизации в целом, интересен тем, что шла в нем речь и о даровой - типа атомной - энергии для двигателей, и о добыче хлеба из... торфа. Но вот в качестве позитивной альтернативы капитализму выдвигалось в этой книге безнадежно несостоятельное "назад, к природе", - и не только несостоятельное, но и запоздалое, поскольку считанные месяцы и даже дни оставались уже до Октября....
«Диктатор мира» (1925)
Действие романа разворачивается в 1950 в Германской Демократической Республике, а затем переносится в Россию, где уже восстановилась монархия и вернувшиеся домой эмигранты наконец-то обрели душевный покой.

Список основных изданий книг С.:

  • «Сеятели вечности» (1912)
  • «Тихая заводь» (1914) (сатирический роман)
  • «Золото Рейна. О немцах в России» (1915)
  • «В стране чудес: правда о прибалтийских немцах» (1915)
  • «Самостийные украинцы» (1915) (очерки)
  • «Лунная дорога» (1916) (сб. рассказов)
  • «Разденься, человек» (1917) (сатир. НФ роман)
  • «Туши живые» (1925) (роман)
  • «Диктатор мира» (1925) (НФ роман)
  • «За тридевять земель» (1926) (роман)
  • «Незваные варяги» (1929) (сб. рассказов, частично НФ)
  • «Жизнь играет» (1930) (роман)
  • «Комедии: Сказка жизни. Пестрая семья. Чертова карусель. Золотая работница. Брак по расчету. Жених. Встреча. Париж» (1931)
  • «Зеленые дьяволы» (1937) (детективный роман)
  • «Кавказская рапсодия» (1952) (роман)
  • «Минувшие дни» (1954) (мемуары)
  • «Гимназические воспоминания» (1955-1956) (мемуары)
  • «Моторизованная культура» (1956) (ироническая философия)
  • «Первые годы эмиграции» (1957) (мемуары)

Лит.:

  • Мейер С. «Возрождение» и белая идея // Возрождение. 1955. №44. С.103-105.

Обложки

Зеленые дьяволы Кавказская рапсодия Моторизованная культура


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.