(1923-1985)
См. так же БОГАТ, Евгений Михайлович (Энциклопедия 1995).
Советский писатель, публицист, обозреватель отдела коммунистического воспитания «Литературной газеты», секретарь правления Московской писательской организации, председатель совета по очерку, публицистике и документальной прозе, заслуженный работник культуры РСФСР.
Курчавые, с сильной проседью длинные волосы откинуты, как у Карла Маркса, назад, неспешная походка, взгляд мимо тебя. Говорил мало, было такое впечатление, что он берег слова для своих очерков. Его любимая моральная тема была центральной в "Комсомолке". Там о Б. говорили с дрожью в голосе, как о величине недосягаемой. Действительно, в те глухие годы, когда нельзя сказать это и то, его материалы читали взахлеб, как откровение. А читатель у "Литгазеты" был взрослый, умный, да и сами писатели ходили у "ЛГ" в читателях. Так что имя Б. было овеяно славой — что и говорить.
На сайте «BestMuzon» только самые лучшие песни. Вы можете бесплатно скачать песню, музыку. Репертуар подбирался долгие годы, отсеивая плохие композиции. «BestMuzon» — отличный выбор грамотного меломана. Скачивайте и наслаждайтесь музыкой жизни!
Если для "Комсомолки" главными были факты, какие-то истории, их эмоциональная окраска, то у Б. факт был лишь поводом для размышлений. В его очерках превалировал довольно жесткий рационализм, а таким способом найти путь к читательскому сердцу (может, скорее к уму?) было куда сложнее. Популярностью пользовался Евгений Михайлович по праву, вполне заслуженно." (Капитолина КОЖЕВНИКОВА. «...на бульвар, в "Литгазету" пошла...»).
Б. был журналистом, работал в «Литературной газете», ездил в командировки, дежурил в редакции, сидел на собраниях, вникал в жалобы. Но когда он садился за стол и писал очерки – он выпадал из своего времени и обретал какую-то невероятную свободу. А мы, читая Б., тоже будто выходили на волю и накоротке беседовали с Монтенем и Шекспиром, евангелистом Лукой, Иовом многострадальным, Брейгелем, Анной Франк и Кузьминой-Караваевой…
Одни журналисты писали о космосе, другие — о природе, третьи — о партийной жизни или бригадном подряде. У всех была своя тема, и границы допустимого всем были установлены четкие. Когда журналисты пытались пролезть через колючую проволоку цензуры, их легко настигали и быстро карали. С Б., очевидно, не знали, что делать. Он весь, вместе со своими темами и героями, оказался на запретной территории. Но главная проблема для агитпропа была в том, что само существование этой территории официально отрицалось.
Б. писал о душе, о ее бессмертии, о вечности, а всего этого не было ни в списке разрешенного, ни в списке запрещенного. Пока власть решала, как поступить с Богатом, его очерки передавались из рук в руки, их обсуждали на заводах, в институтах и на военных кораблях, автор получал тысячи писем…" (Дмитрий ШЕВАРОВ «Радиус добра»)
Умер Б. в мае 1985 года в Москве.
«Четвертый лист пергамента» (1967) |
...В памяти остался завораживающе зримый образ города далёкого Средневековья, где, пробивая облака, словно вырываясь к звёздам из тусклой обыденности, на пути к другим, неведомым мирам возвышался, парил Собор.Творение гениального архитектора 13 века, на многие столетия обогнавшего время, отведенное ему на земле... А правил городом, где больше всего боялись нового и доброго, некто епископ Сванг. Злая воля, облаченная в материальную оболочку. Владелец диковинного изумруда, Сванг высматривал сквозь волшебные грани характер и будущую судьбу каждого новорожденного. И если видел эту судьбу крупной, талантливой, то на личико младенца надевали плотную маску из телячьей кожи: ему не суждено было узнать, что такое ветер, солнечное тепло, слезинки дождя. Так из поколения в поколение вырастала в городе каста неприкасаемых. Гинги- люди без прошлого и будущего.А город, лишённый лучших своих сынов, сонно влачил серое и бесталанное существование, при котором неведомо наслаждение Разума, минуты озарений и открытий.Здесь был обречён на гибель гениальный пришелец из другой эпохи- Вилард. И, зная это, он спешил построить Собор- прокричать на весь мир и на все века, что талант бессмертен, а духовное оскудение несёт гибель...
|
Библиография:
- Мир обыкновенных открытий. Очерки и рассказы. – М.: Моск. рабочий, 1964.
- Бессмертны ли злые волшебники. - М.: Мол. гвардия, 1967.
- Удивление. – М., 1969.
- Бескорыстие. – М.: Политиздат, 1972.
- Вечный человек (Диалоги. Портреты. Размышления. – М.: Мол. гвардия, 1973.
- Диалог с судьей. – М.: Сов. писатель, 1974.
- Чувства и вещи. – М.: Политиздат, 1975.
- Золотое весло. Повесть в письмах. Размышления. Истории. - М.: Молодая гвардия, 1977.
- Узнавание. Эссе. М.: Детская литература, 1977.
- Ахилл и черепаха: повести, рассказы, размышления, диалоги, истории.- М.: Московский рабочий, 1979.
- Ничто человеческое. – М., 1979. (переизд. 1985)
- ... Что движет солнце и светила : Любовь в письмах выдающихся людей. - М.: Дет. лит., 1981.
- Урок. - М.: Сов. писатель, 1982.
- Понимание. - М.: Политиздат, 1983. (переизд. 1986)
- Четвертый лист пергамента: Повести, очерки, рассказы, размышления.- М.: Московский рабочий, 1983.
- Семейная реликвия : очерки. - М.: Сов. Россия, 1985.
- Избранное.- М.: Московский рабочий, 1986.
- Мир Леонардо : Филос. очерк : В 2 кн. М. Дет. лит. 1989.
- Что движет солнце и светила... Любовь в письмах. – М.: Захаров, 2001.
А. Мешавкин
Обложки:
Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.