(псевдоним — Дружников, Юрий) (1933-2008)
Русский писатель, прозаик и историк литературы. Известен, в основном, под псевдонимом Юрий Дружников.
«- Некоторые рассказы кажутся результатом чисто вашей фантазии. Насколько близка вам научная фантастика, фэнтези, фантастическая литература?
- Если вы откроете мое Собрание сочинений в шести томах, изданное в Америке, то найдете и научную фантастику, и своего рода мистику, и фантастические истории с героями из неизвестных миров. Все это писалось, когда автор был значительно моложе и много экспериментировал. Теперь мне интереснее фантастические ситуации с реальными героями — русскими и американцами. Помещаю их в парадоксальные обстоятельства и смотрю, что с ними произойдет.»
(из интервью с итальянским журналистом Giampietro Stocco, 2007)
- Если вы откроете мое Собрание сочинений в шести томах, изданное в Америке, то найдете и научную фантастику, и своего рода мистику, и фантастические истории с героями из неизвестных миров. Все это писалось, когда автор был значительно моложе и много экспериментировал. Теперь мне интереснее фантастические ситуации с реальными героями — русскими и американцами. Помещаю их в парадоксальные обстоятельства и смотрю, что с ними произойдет.»
(из интервью с итальянским журналистом Giampietro Stocco, 2007)
Карьерные самосвалы TEREX пользуются большой популярностью за рубежом, но у нас они еще не очень известны. Если хотите купить грузовой самосвал TEREX, то Вы не пожалеете — они безотказны в работе, надежны и производительны. Компания «ИНТЕР-ТЕХНИКА», http://www.inter-ts.ru/terex-s.html, является официальным дилером TEREX. В продаже есть самосвалы TEREX карьерные и шарнирно-сочленённые, в асортименте. Также компания «ИНТЕР-ТЕХНИКА» производит сервисное обслуживание и продажу запчастей. При покупке Вам предложат лучшую цену и оптимальные сроки поставки карьерных самосвалов. На новые самосвалы срок гарантии год, на подержанные 6 месяцев. Более полную информацию о покупке самосвалов Terex и другой интересующей Вас техники смотрите на сайте.
Родился 17 апреля 1933 года в Москве, в семье художника, формировался в кругу творческой интеллигенции, часть этого круга исчезла в годы репрессий. Оканчивая среднюю школу, А. был лишен серебряной медали за «недооценку роли тов. Сталина в гражданской войне» и не принят ни в один московский вуз (1951). Два года учился в Латвийском университете. Здесь увлекся сценой и некоторое время служил актером в Рижском русском драмтеатре. Осенью 1953 года вернулся в Москву. В студенческие годы подрабатывал на хлеб фотографией, журналистикой, стажировался в архиве, где в его обязанности входило разыскивать документы о трудовом стаже для получения пенсий реабилитированным из лагерей. Окончил «историко-филологич. ф-т» «Московского гос. пединститута» (1955). Два года преподавал русскую литературу в Казахстане, был завучем в школе рабочей молодежи, затем в Москве книжным редактором, разъездным корреспондентом, редактором отдела в газете «Московский комсомолец» (1964-71). Принят в Союз писателей СССР (1971).
Одна из его первых книг, «Чебуреки, или похождения Линейкина-сына в калошах без зонтика» (как Альперович Юрий Ильич, 1969) относится к детской фантастике. Повесть в рассказах «Что такое не везет» (1971) — повествовала о хроническом неудачнике, являющем собой контраст с оптимистической действительностью. В рассказе «Родная стена» обычная московская семья счастливо обитает в старом бараке; перед окнами их квартиры осталась грязная стена от давно снесенного дома, заслоняющая свет, но стену власти не сносят. Заключающий книгу рассказ оканчивается вместо точки — запятой; остальное (о черной туче на небе) в последний момент изъято цензурой при печати. Образ неудачника видится автобиографическим.
А. выпустил две книги очерков о воспитании детей: «Скучать запрещается!» и «Спрашивайте, мальчики» (обе 1974), однако его прозу отвергали толстые журналы и издательства. Два коротких романа, «Последний урок» и «Тридцатое февраля», решил публиковать А.Твардовский в «Новом мире», но вскоре сформулировал отказ: «Весь процент непроходного уже заполнил Солженицын, и места не осталось». Отрывок из романа «Деньги круглые» в журнале «Работница», опубликованный со множеством купюр, оказался в поле зрения критики. Газета «Известия» (1974, 16 авг.) обвинила А. во вредной философии и клевете на советских людей: «Не правда ли, выстраивается своеобразная галерея «героев». И это — «Деньги круглые» Ю.Дружникова — напечатано рядом со статьями и очерками о подлинных героях труда, людях духовно богатых, нравственно чистых, живущих делами и заботами страны».
Творческие искания А. не попадали в ногу с шагами советской литературы. В 1976 году опубликован первый и последний в Советском Союзе роман А. «Подожди до шестнадцати» (точнее, половина романа: другая половина текста вырезана и заменено авторское название «Из сих птиц одну в жертву», ибо это строка из Библии). Комедия «Учитель влюбился» снята со сцены, другая, только что принятая, «Отец на час», запрещена к постановке. А. исключают из Союза писателей за Самиздат и правозащитную деятельность (1977).
В последующие полтора десятилетия, до конца 1991 года, имя А. изъято из советской печати. Об этом автор поведал в написанных по-английски воспоминаниях «Исключение писателя №8552» (Cаncellation of Writer №8552), опубликованных газетой «Вашингтон пост» (1979). Практически проза А. писалась в стол, читалась единомышленниками и хранилась в тайниках, а печаталась на Западе. В восьмидесятые годы А., отлученный от литературного процесса, занимается распространением Самизата, переправкой произведений запрещенных авторов в западные издания, организует литературную мастерскую для группы молодых писателей, которых не издают, открывает в Москве совместно с киноактером Савелием Крамаровым подпольный театр ДК (Дружников-Крамаров), вскоре разогнанный (1981), предпринимает попытку основать независимый Союз писателей, а также частное издательство «Золотой петушок».
В последующие полтора десятилетия, до конца 1991 года, имя А. изъято из советской печати. Об этом автор поведал в написанных по-английски воспоминаниях «Исключение писателя №8552» (Cаncellation of Writer №8552), опубликованных газетой «Вашингтон пост» (1979). Практически проза А. писалась в стол, читалась единомышленниками и хранилась в тайниках, а печаталась на Западе. В восьмидесятые годы А., отлученный от литературного процесса, занимается распространением Самизата, переправкой произведений запрещенных авторов в западные издания, организует литературную мастерскую для группы молодых писателей, которых не издают, открывает в Москве совместно с киноактером Савелием Крамаровым подпольный театр ДК (Дружников-Крамаров), вскоре разогнанный (1981), предпринимает попытку основать независимый Союз писателей, а также частное издательство «Золотой петушок».
За эти шаги и публикации на Западе А. подвергается допросам и угрозам. В 1985 году его предупреждают, что он живет в свободной стране и ему предоставят свободный выбор: в лагерь или в психушку. Протесты писателей Бернарда Маламуда, Курта Воннегута, Артура Миллера, западных правозащитных организаций, прием в почетные члены Американского ПЕН-клуба, вмешательство Конгресса США спасли А. от ареста. После международного скандала из-за открытия в Москве нелегальной выставки «Десять лет изъятия писателя из литературы» А. выталкивают в эмиграцию (1987).
Некоторое время он живет в Вене, затем переезжает в США (1988), преподает писательское мастерство в Техасском университете (Остин), работает в Нью-Йорке на радио «Свобода», а через год оседает в Калифорнии. Здесь, в частности, снимается в американском фильме «У времени в плену» (Prisoner of Time) режиссер М.Левинсен) в трагической роли русского писателя Даниэля.
Некоторое время он живет в Вене, затем переезжает в США (1988), преподает писательское мастерство в Техасском университете (Остин), работает в Нью-Йорке на радио «Свобода», а через год оседает в Калифорнии. Здесь, в частности, снимается в американском фильме «У времени в плену» (Prisoner of Time) режиссер М.Левинсен) в трагической роли русского писателя Даниэля.
Известность А. принесла книга «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», тайно написанная в Москве (1980-84), а затем ставшая достоянием самизадата. Это первое независимое документальное расследование «убийства века» – смерти пионера-героя, ставшего трагическим символом существовавшей идеологии. Подросток, донесший на отца в НКВД, согласно официальной версии, убит кулаками (1932), вписан в Книгу почета комсомола под номером один и стал эталоном классовой морали, обязательной моделью поведения миллионов советских людей.
О Павлике Морозове написаны десятки книг, пьесы, песни, живописные полотна, опера, но, выясняя спустя пятьдесят лет истину, А. установил, что все фотографии героя-пионера фальшивые. Не найдя архивных материалов, писатель объехал тринадцать городов, записывая показания оставшихся в живых свидетелей. Он разыскал мать героя, его брата, обвиненного в шпионаже и отсидевшего в лагерях десять лет, одноклассников, односельчан, участников показательного суда, чекистов, домашние архивы журналистов, секретные документы.
В сенсационной книге А. впервые доказно, что юный герой донес на отца не из преданности коммунизму, а потому что мать решила отомстить отцу, ушедшему к другой женщине, и послала сына сообщить органам. Сам Морозов не мог разбираться в ленинских идеях, ибо был умственно отсталым. Убит он не кулаками, а найденными А. двумя сотрудниками НКВД с целью обвинения кулаков в борьбе против советской власти, чтобы начать аресты «кулачества как класса» по всей стране. Массовые призывы к доносительству потребовались в преддверии большого террора 37-го года.
О Павлике Морозове написаны десятки книг, пьесы, песни, живописные полотна, опера, но, выясняя спустя пятьдесят лет истину, А. установил, что все фотографии героя-пионера фальшивые. Не найдя архивных материалов, писатель объехал тринадцать городов, записывая показания оставшихся в живых свидетелей. Он разыскал мать героя, его брата, обвиненного в шпионаже и отсидевшего в лагерях десять лет, одноклассников, односельчан, участников показательного суда, чекистов, домашние архивы журналистов, секретные документы.
В сенсационной книге А. впервые доказно, что юный герой донес на отца не из преданности коммунизму, а потому что мать решила отомстить отцу, ушедшему к другой женщине, и послала сына сообщить органам. Сам Морозов не мог разбираться в ленинских идеях, ибо был умственно отсталым. Убит он не кулаками, а найденными А. двумя сотрудниками НКВД с целью обвинения кулаков в борьбе против советской власти, чтобы начать аресты «кулачества как класса» по всей стране. Массовые призывы к доносительству потребовались в преддверии большого террора 37-го года.
Одно из парадоксальных открытий автора книги «Доносчик 001» в том, что герой-пионер никогда пионером не был, а после убийства сделан таковым создателями мифа. Утверждение Павлика Морозова главным героем советской литературы на Первом съезде писателей (1934), постановившем возвести ему памятник на Красной площади, участие известных имен в создании мифа и анализ последствий, ощутимых сегодня, — составляют вторую половину «Доносчика 001».
Написанная сухим языком фактов (по выражению А., «холодным рассудком историка»), книга в то же время выходит далеко за рамки литературно-исторического расследования. В ней показана социальная трагедия общества, в котором честность воспитывалась на примере предательства. Когда «Доносчик 001» был опубликован в Лондоне (1987), А.И. Солженицын писал: «Юрия Дружникова поздравляю с отличнейшей и очень нужной книгой. Так вот постепенно — не все, так многие советские лжи раскроются». Книга была запрещена в Советском Союзе (первое московское издание — 1995), но прочитана автором по радио «Свобода» и «Голосу Америки», переведена на ряд языков, по книге снято два кинофильма.
Написанная сухим языком фактов (по выражению А., «холодным рассудком историка»), книга в то же время выходит далеко за рамки литературно-исторического расследования. В ней показана социальная трагедия общества, в котором честность воспитывалась на примере предательства. Когда «Доносчик 001» был опубликован в Лондоне (1987), А.И. Солженицын писал: «Юрия Дружникова поздравляю с отличнейшей и очень нужной книгой. Так вот постепенно — не все, так многие советские лжи раскроются». Книга была запрещена в Советском Союзе (первое московское издание — 1995), но прочитана автором по радио «Свобода» и «Голосу Америки», переведена на ряд языков, по книге снято два кинофильма.
Название многопланового романа-хроники «Ангелы на кончике иглы» (написан в 1969-1976 гг. в Москве), иронически восходит к схоластической формуле: «На кончике иглы может уместиться количество ангелов, равное квадратному корню из двух», — парадигма неопределенного числа инакомыслящих, готовых идти на открытый конфликт с властью. В эпицентре событий центральная газета «Трудовая правда». Подавлена танками Пражская весна, но в страхе ее влияния Политбюро затягивает идеологические гайки; эпоху застоя сменяет эпоха еще большего застоя.
Жизнь редакции московской газеты фиксируется с документальной точностью: 67 дней — с 23 февраля по 30 апреля 1969 года — от инфаркта главного редактора, члена ЦК Макарцева, которому подложен Самиздат, до его снятия с поста и смерти в канун Первого мая. К амбивалентному Макарцеву мистически является знаменитый французский дипломат и путешественник Маркиз де Кюстин, автор запрещенной при царизме и в Советском Союзе книги «Россия в 1839», которую Герцен назвал «без сомнения самой замечательной и умной книгой, написанной о России иностранцем».
В пружину сюжета вовлечены вместе с Кюстином герои романа — от машинисток и «подручных партии» журналистов, до кадровика, цензора, бывших зеков, чекистов, а также прозрачно угадываемых шефа КГБ Кегельбанова и «человека с густыми бровями», их семьи. Апофеозом политического абсурда возникает сатирически выписанная фигура личного уролога Генсека, бывшего зека Сизифа Сагайдака — Генерального Импотентолога, манипулятора всей геронтологической верхушки. Яма безнадежности и цинизма, в которой оказываются герои, кажется вечной, но надежда на инакомыслящих «ангелов» теплится живой, хотя этих «ангелов» арестовывают за перевод книги Кюстина.
Жизнь редакции московской газеты фиксируется с документальной точностью: 67 дней — с 23 февраля по 30 апреля 1969 года — от инфаркта главного редактора, члена ЦК Макарцева, которому подложен Самиздат, до его снятия с поста и смерти в канун Первого мая. К амбивалентному Макарцеву мистически является знаменитый французский дипломат и путешественник Маркиз де Кюстин, автор запрещенной при царизме и в Советском Союзе книги «Россия в 1839», которую Герцен назвал «без сомнения самой замечательной и умной книгой, написанной о России иностранцем».
В пружину сюжета вовлечены вместе с Кюстином герои романа — от машинисток и «подручных партии» журналистов, до кадровика, цензора, бывших зеков, чекистов, а также прозрачно угадываемых шефа КГБ Кегельбанова и «человека с густыми бровями», их семьи. Апофеозом политического абсурда возникает сатирически выписанная фигура личного уролога Генсека, бывшего зека Сизифа Сагайдака — Генерального Импотентолога, манипулятора всей геронтологической верхушки. Яма безнадежности и цинизма, в которой оказываются герои, кажется вечной, но надежда на инакомыслящих «ангелов» теплится живой, хотя этих «ангелов» арестовывают за перевод книги Кюстина.
Внешнее новаторство романа А. — в органическом использовании бюрократического арсенала времени: анкет, справок, характеристик, протоколов секретных заседаний, внутренняя — во вплетенных в фантасмагорию лукавых каламбурах, обыгрывающих официальный язык того времени, изяществе двойных, а порой и тройных психологических мотиваций, то и дело всплывающем подтексте, в незримости переходов от суровой реальности к кафкианской гиперболе. Публикация в советской печати романа, конфискованного на обыске, была невозможна. Переснятый на микропленку роман вывезен американским славистом в пачке сигарет на Запад и опубликован в Нью-Йорке. Попытки издательств периода гласности и перестройки выпустить «Ангелы на кончике иглы», как и книгу «Доносчик 001» были пресечены. В России роман «Ангелы на кончике иглы», включенный Варшавским университетом в список десяти лучших русских романов ХХ века, впервые напечатан сразу после известных событий августа 1991 года. Английский перевод «Ангелов на кончике иглы» включен в список ЮНЕСКО «Лучшие произведения современной мировой литературы в переводе», а польский перевод удостоен премии им. Достоевского, присужденной Союзом писателей Польши.
Критики считают А. создателем жанра микроромана. Микророманы А. печатались, начиная с конца семидесятых, книга «Микророманы» опубликована в Нью-Йорке (1991). Сюжетно и по насыщенности фабулой микророманы от «Смерти царя Федора» до «Медового месяца у прабабушки», значительно глубже и шире рассказов, хотя черты последних имеют место. Неточно называть эти миниатюрные романы повестями. В.Белинский считает повесть «распавшимся на части романом», а микророман есть законченный роман, но в компактном жанре, адекватном быстротекущей современности. Создавая микророман, А. придерживался, в частности, немецкой филологической конструкции романа, в котором обязательно Vorgeschichte (что происходило с героями до), Zwischengeschichte (события непосредственно в кадре) и Nachgeschichte (что стало по окончанию действия).
Сегодняшняя судьба детей, проведших вторую мировую войну в эвакуации, а спустя полвека оказавшихся в эмиграции, анализируется в романе из рассказов «Виза в позавчера» (США, 1998), писавшемся А. на протяжении тридцати лет (с 1968 года, единственная публикация отрывка в советской печати — «Юность», 1974, №5). Скрипач симфонического оркестра из Сан-Франциско Олег Немец спустя четверть века возвращается в Россию, чтобы отыскать следы без вести пропавшего отца. Попав в город своего детства герой в буквальном смысле взламывает дверь в свое прошлое. Критика не раз отмечала мастерство А. в изображении деталей, его умение удивлять простой правдой.
Опираясь на традиции Ю.Н. Тынянова и А.Д. Синявского, А. разработал свой стиль полемического литературоведения. В романе-исследовании «Узник России» (два тома: «Изгнанник самовольный» и «Досье беглеца», выдержавшие несколько изданий за рубежом и в новой России) впервые в мировой пушкинистике биография А.С. Пушкина рассматривается под углом попыток великого поэта посетить Европу в качестве дипломата, путешественника и, когда это не удается, бежать нелегально из Кишинева, Одессы, Михайловского и Арзрума. Новое прочтение материалов, известных полтора столетия, и оригинальная трактовка таких призведений как «Борис Годунов», «Пророк», «Анчар», «Полтава» и другие позволяют глубже понять связное звено «Пушкин — Запад» и зависимость между личностными мотивировками поэта (Patria or Libertas) и некоторыми его творческими замыслами.
В книге «Русские мифы» (1995), также написанной в жанре полемического литературоведения, по-новому рассматриваются некоторые традиционные взгляды на два последних века развития русской литературы. Это эссе о причинах любви Сталина к Пушкину, о конфликте между Пушкиным и Натальей Николаевной, о реальной, а не мифологизированной Арине Родионовне, о неизвестном подпольном московском философе Николае Вентцеле, который пытался в тридцатые годы полемизировать с официальной линией агитпропа, о тайных реалиях жизни и смерти В. Хлебникова, А.К уприна, Ю. Трифонова. Как в новой России, так и среди западных славистов, новизна и неожиданность точек зрения А. вызывают многочисленные, порой противоречивые оценки критики.
Название книге литературных воспоминаний А. «Я родился в очереди» (1995) дало эссе, опубликованное в газете «Вашингтон пост» («I was Born in a Line», 1979). Эта книга, частью переведенная с английского — зеркальное отражение двойного тяжелого личного опыта писателя: анализ неудач (в частности, история уничтожения его романа «Из сих птиц...»), а также опубликованные в газетах разных стран очерки о проблемах русских людей в эмиграции, в Европе, Техасе и Калифорнии, о процессах перемен в России, какими они видятся американской интеллигенции.
Следуя набоковской традиции, А. — один из крупнейших американских славистов. Профессор русской литературы в Калифорнийском университете, вице-президент американской секции Международного ПЕН-клуба «Писатели в изгнании» А. живет в маленьком городке Дейвис, вблизи Сакраменто. Дом его — своего рода русский культурный центр на Тихоокеанском побережье США, в котором бывают писатели разных континентов, проходят литературные вечера, выставки живописи. На рубеже двух веков возвращение А. в российский литературный процесс, изучение его вклада в отечественную словесность на родине только начались.
Умер 14 мая 2008 года в университетском городе Дэвис (штат Калифорния).
«Что такое не везет» (1971) |
Первый опубликованный сборник рассказов писателя. Герой всех рассказов — невезучий человек, которого на каждом шагу подстерегают неприятности, а сам он всегда поступает не так, как от него требуют, и от этого страдает. Написанный эзоповским языком рассказ «Родная стена» из этого сборника станет экспонатом для Музея цензуры, если он будет когда-нибудь создан: рассказ (а стало быть, и книгу) оборвали на запятой.
|
«Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова» (Лондон, 1987; М., 1995) |
Эта книга впервые опубликована в Лондоне в 1987 году и прозвучала как сенсация. В ней на строго документальной основе разоблачен миф о пионере-герое, миф кощунственный и безнравственный. Писатель вскрывает механизм создания одной из самых громких советских легенд, показывает бесчеловечность системы, сделавшей своей жертвой несчастного мальчика.
|
«Ангелы на кончике иглы» (Нью-Йорк, 1988; М., 1991) |
Роман, арестованный в Советском Союзе и впервые изданный в Нью-Йорке, повествует о закулисных тайнах журналистики эпохи застоя, кухне борьбы с инакомыслящими, трагической истории Московской весны, задушенной вслед за Пражской. Роман включен Варшавским университетом в список десяти лучших русских романов ХХ века.
|
«Русские мифы» (Нью-Йорк, 1995; СПб., 1999) |
Книга о творцах мифов, их участниках и жертвах. Здесь в неожиданных ракурсах являются Пушкин и гениальный мастер мистификаций Гоголь. Инакомыслящий Дружников высказывает предположение, что Ленин строил социализм не по Марксу, а по французскому сатирику Альберу Робида. Здесь удивительные факты о возвратившемся из эмиграции Куприне, смерти председателя земного шара Хлебникове, подпольном русском философе Вентцеле, о том, как Сталин тайно перенес столицу из Москвы и как сталинский лауреат писатель Трифонов путешествовал по Америке.
|
«Виза в позавчера» (роман в рассказах) (Тенефлай, 1998; СПб., 1999) |
Роман, населенный сверстниками писателя, поколением детей мировой войны. Можно сказать, что это роман перемещений. Скрипач из Сан-Франциско Олег Немец, который вынужден был переместиться сперва в эвакуацию, а спустя четверть века в эмиграцию, прилетев в Россию, перемещается от живых к мертвым. Оказалось, дверь в прошлое удалось взломать и получить весть о без вести пропавшем отце.
|
«Я родился в очереди» (Нью-Йорк, 1995; Москва, 2002) |
«Очередь есть суть и единственный способ существования человека от рождения до смерти. Вся Россия, а впрочем, сегодня и весь мир стоит в очереди за лучшей жизнью, и другого не дано», — пишет автор. В собранных под одной обложкой эссе, статьях, воспоминаниях, фельетонах, стихах и юмористических миниатюрах содержится попытка понять, что приключилось в России и Америке на рубеже веков, что болит и от чего все же иногда бывает весело.
|
«Вторая жена Пушкина» (М., 2000) |
Скромная сотрудница музея Пушкина на Мойке Диана Моргалкина свято верит, что она вторая жена великого поэта, спит с деревянным Пушкиным и даже рожает ребенка, правда, от американца, который, в свою очередь, явился в Россию, завороженный литературными образами русских женщин. В книге собраны полные искрометного юмора микророманы Дружникова, среди них такие известные, как «Медовый месяц у прабабушки, или Приключения генацвале из Сакраменто».
|
«Дуэль с пушкинистами» (М., 2002) |
Весьма полемические эссе об Александре Сергеевиче, его жене, няне, возлюбленных, друзьях и врагах, о лицах, связанных с ним родством, знакомством или интересами, таких, как царь Николай Павлович, генерал ФСБ Бенкендорф и генсек Иосиф Виссарионович, а также о биографах Пушкина, которым брошена перчатка. Книга — остроумный вызов, брошенный писателем официальной пушкинистике, десятилетиями эксплуатирующей одни и те же штампы: о няне, воспитавшей поэта, о его жене-мадонне, о самом поэте, революционере-декабристе, превращенном в икону.
|
«Узник России. По следам неизвестного Пушкина» (Роман-трилогия) (М., 2003) |
Первая в истории пушкинистики книга о стремлении поэта выбраться в Западную Европу после Лицея и попытках бежать в Италию или Константинополь из южной ссылки. Из Михайловского поэт готовится к побегу за границу под видом слуги своего приятеля, а также для лечения болезни, которую удостоверил ветеринар. Попытки вербовки Пушкина в осведомители с обещанием выпустить в Европу. Путешествие в Арзрум с намерением нелегально перейти границу. Пушкин бежит — от власти, от людей, от ненависти, даже от любви, бежит не столько от общества, сколько от самого себя. Роман об унизительной, мелочной, смертельной игре писателя с государством за право смотреть на мир своими глазами, игре, в которой раб Божий Пушкин «все ставки жизни проиграл».
|
«Суперженщина» (М., 2003) |
Всем известная советская поэтесса, способная к тому же совратить любого мужчину, очутилась в Америке. Романтический брак этой удивительной женщины и состоятельного чудака-калифорнийца продолжался девять часов. Муж умирает, и амбициозная вдова начинает решительно искать другого супруга, примеривая себя не к кому-нибудь, но — к президенту Соединенных Штатов. Неожиданно события перемещаются в Мексику. Перед всемогущей талантливой авантюристкой, не знающей поражений, возникает уникальный шанс стать королевой. Для этого ее хотят выдать замуж за нового техасца, который на сорок лет моложе. К тому же он арестован полицией. Знаменитая поэтесса попадает в лапы аферистов. Роман Юрия Дружникова «Суперженщина» — выхваченная из сегодняшнего бедлама американской жизни документальная история про любовь, деньги и смерть. Роман номинирован на премию «Русский национальный бестселлер».
|
«Там — это вам не тут!» (М., 2005) |
Самая несерьезная книга Дружникова: то веселые, то грустные, то злые миниатюры о прошлой и нынешней жизни в России и за кордоном. Некоторые юморески и сатирески печатались на странице «Двенадцать стульев» «Литературной газеты», в популярных журналах и газетах разных стран, другие истории — читатели по обе стороны океана узнают впервые.
|
«Смерть изгоя» |
Шаг за шагом открывает автор забытые и изъятые из официальной биографии страницы жизни женатого Пушкина. Ему необходима свобода, и конфликт между поэтом и властью метафизически неизбежен. Кровавая драма — не просто дуэль за честь жены с ее любовником, но — кризис в творчестве, запутанность в карточных долгах, проблемы психики. В романе-исследовании собраны свидетельства, ведущие к парадоксальной версии о дуэли Пушкина как поиске смерти и самоубийстве.
|
А. Мешавкин
Другие сочинения:
- «Микророманы» (Нью-Йорк, 1991)
- «Каникулы по-человечески» (М., 1992)
- «Соб. соч. в шести тт.» (Балтимор, 1998)
- «Избранная проза в двух тт.» (СПб., 1999)
- «Избранное в двух тт.» (Екатеринбург, 2001)
- «Два с половиной романа» (сборник) (М., 2006)
- «Первый день оставшейся жизни» (М., 2008)
Литература:
- В.Свирский. «Проза Юрия Дружникова». Вашингтон, 1994.
- «Феномен Юрия Дружникова». Сб. статей. Варшава-Москва, 2000.
- Л.Звонарева, В.Ольбрых. «Состоявшийся вне тусовки: творчество и судьба Юрия Дружникова». Москва, 2001.
- «Кризис или метаморфозы: судьба романа на рубеже эпох». На материале романа Дружникова «Ангелы на кончике иглы». Сб. статей. Варшава, 2001.
- «История в зеркале литературы и литературоведения». Сб. статей. Варшава, 2002.
- «Юрий Дружников: книги и судьба». Библиографический указатель. Ульяновск, 2002.
- «Перекрестки эпох». Альманах №4. Москва, 203.
- «Картина мира и человека в литературе и мысли русской эмиграции». Сб. статей. Краков, 2003.
Г.С.М.
Обложки:
На других языках
Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.