Уэда, Акинари (上田 秋成) (Ueda, Akinari)

Обновление 28.04.2012.

(Псевдоним, наст. имя: Ueda Senjiro) (1734-1809)

Уэда, Акинари (上田 秋成) (Ueda, Akinari)

См. также АКИНАРИ, Уэда (Энциклопедия 1995).

Один из последних классиков литературы феодальной Японии. Родился 25 июля 1734 года в городе Naniwa (Osaka), Япония. Творческое наследие У. невелико, однако оно популярно и в наши дни. Лучшее произведение У. и единственное, которое можно отнести к фантастике — это сборник волшебных новел «Луна в тумане» [雨月物語 / Ugetsu Monogatari (Tales of Moonlight and Rain)] (1776, рус. 1961). В него входят: «Встреча в праздник хризантем», «Ночлег в камышах», «Перевоплощение во сне», «Котел храма Кибицу», «Распутство змеи» и «Голубой колпак».

Умер У. 8 августа (27 июня) 1809 года в городе Киото.


Телефонный номер – еще одна визитная карточка делового человека. Выберите себе бесплатный прямой номер. Вы решите проблему пропущенных телефонных звонков. Побудите к сотрудничеству потенциальных деловых партнеров. Еще больше привлечете внимания к рекламным акциям. Прямой номер мобильного – вот решение всех этих и многих других вопросов.

«Луна в тумане» [雨月物語 / Ugetsu Monogatari (Tales of Moonlight and Rain)] (1776, рус. 1961).
Волшебные, сказочные сюжеты всегда пользовались любовью широких народных масс. В интерпретации Уэды они обрели свою, особенную окраску, сочетвя фантастику с реалистическими, бытовыми подробностями.
Рассказ о смутах былых времен, служащий фоном, на котором разворачивается действие новелл Уэды, содержал для его современников немало острых и понятных намеков. Но главная прелесть их в поэтическом духе, в богатстве фантазии, проникнутой национальным своеобразием. Именно это сделало волшебные новеллы Уэды достоянием не только японской, но и общемировой художественной литературы.

УЭ́ДА АКИНА́РИ (1734, Осака, — 1809, Киото) — япон. писатель. Представитель япон. лит-ры позднего средневековья. Хорошо знал кит. лит-ру, философию, медицину. Дебютировал повестью «Нравы бывалых содержанок» («Сэкэн тэкакэ катаги», 1767), созданной в рамках нравоописат. лит-ры низких жанров (гэсаку). Однако славу У. А. принесли новеллы приключенч.-романтич. содержания в жанре серьезной прозы — ёмихон (букв. — «книга для чтения»). Сюжеты произв. писатель нередко заимствовал из япон. и кит. лит-ры и фольклора. Осн. направленность его творчества — воспевание добродетели, порицание порока и обществ. зла в соответствии с распространенным в гор. среде учением сингаку (букв. — наука сердца), к-рое проповедовало равенство всех сословий (как «вассалов поднебесной») и в то же время предписывало каждому из них жить согласно своему социальному положению. Важное место в произв. У. А. занимала фантастика, нередко героями были духи или привидения. Наибольшей известностью пользовались его сб-ки рассказов «Луна в тумане» («Угэцу-моногатари», 1768, рус. пер. 1961) и «Рассказы о весеннем дожде» («Харусамэ-моногатари», 1809). Острые социальные проблемы япон. действительности обнажены в рассказе о старосте Сакура Согоро, к-рый был казнен за подачу петиции об уменьшении поборов с крестьян. У. А. был и талантливым поэтом, писавшим танка и хайку. Он оказал заметное влияние на последующее развитие япон. лит-ры.
И. А. Боронина

Сочинения:

  • «Уэда Акинари-сю», Токио, 1968.

Литература:

  • Григорьева Т., Логунова В., Япон. лит-ра, М., 1964, с. 84—88.
  • Цудзумори Сюэй, Уэда Акинари-но сэйто, Токио, 1942.
  • Морияма Сигэо, Уэда Акинари, Токио, 1958.
  • Накамура Юхико, Кинсэй саккакэнкю, Токио, 1961.

Обложки:

Уэда Акинари

Луна в тумане. Японская классическая проза Пионовый фонарь. Японская фантастическая проза


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.