Обновление 23.03.2012
(вторая половина XI века)
С., сын Рамы, придворный поэт кашмирского царя Ананты (Индия), правившего в 1029-1064 годах н. э., брахман по происхождению, С. написал «для развлечения царицы Сурьявати», жены царя Ананты и матери царя Калаши, свой «Океан сказаний» [Катхасаритсагара] (Kathasaritsagara, of The Ocean of Tales) (XI век), громадную эпопею, состоящую из 21388 двойных стихов. Больше из его биографии практически ничего не известно. С. можно смело назвать одним из ранних авторов фэнтези.
Океан сказаний — это сказочно-фэнтезийный эпос на санскрите, представляет собой свод произведений различных жанров. Для максимального охвата фольклорно-повествовательных произведений С. использовал прием обрамления, успешно разрабатывавшийся в литературах народов Индии, в том числе и в санскритской литературе. Основной сюжет «Океана сказаний» сводится к истории того, как сын царя Удаяны царевич Нараваханадатта становится верховным повелителем видьядхаров, мифических существ, населяющих пространство между небесной твердью, где живут боги, и землей — обиталищем людей. Это, между прочим, дает автору возможность касаться таких острых вопросов, которых он не мог ставить ни в отношении земной жизни, ни тем более жизни богов.
Нараваханадатта вовлекается в различные любовные истории, совершает воинские подвиги, беседует по всяким житейским и государственным вопросам со своими сверстниками — будущими министрами, которые рассказывают своему повелителю всяческие истории. Персонажи, действующие в этих рассказах, также повествуют друг другу о различных событиях. Всего в «Океане сказаний» насчитывается 395 сюжетов. В него входят целиком такие народные книги, как «Панчатантра» и «Двадцать пять рассказов Веталы», многочисленные повести, например, «История Гхаты и Карпары», рассказывающая о трагической любви вора Гхаты и дружеской преданности его приятеля Карпары. Кроме этого, «Океан сказаний» донес до нашего времени «Сказание о блистательном Сурьяпрабхе», эпическое сказание об асурах, врагах богов, своеобразном племени индийских Прометеев, возглавляемом чудесным и всемогущим мастером асуром Маем. Асуры обладали такими знаниями и таким техническим мастерством, что повергали богов в ужас. Они действовали совместно с людьми, что еще больше усугубляло ярость богов.
С., дав произведению название «Океан сказаний», разделил его на 18 частей, каждая из которых называется «ламбака», то есть долгота. Каждая из ламбак в свою очередь подразделена на «таранги» — волны. На рус. этот замечательный эпос вышел практически полностью, в четырех книгах. В них не вошли только включения в эпос, изданные на русском ранее. Это сюжеты из книг: <«Панчатантра», «Тридцать две новеллы о монахах», «Двадцать пять рассказов Веталы».
«Повесть о царе Удаяне» (XI век, рус. 1967) | I-V книги из «Океана сказаний». |
«Необычайные похождения царевича Нараваханадатты» (XI век, рус. 1972) | VI-X книги из «Океана сказаний». |
«Дальнейшие похождения царевича Нараваханадатты» (XI век, рус. 1976) | XI-XVI книги. Завершается сказание о Нарававаханадатте, лежащее в основе «Океана сказаний». |
«Океан сказаний. Избранные повести и рассказы» (XI век, рус. 1982) | Издание имеет целью на основе специально отобранных для него повестей и рассказов дать представление об «Океане сказаний» в целом. Вместо опущенных частей даны их краткие изложения. (Полностью XVII-XVIII, заключительные книги). |
Литература:
Серебряков И.Д. «Океан сказаний» Сомадевы как памятник индийской средневековой культуры» (1989) | Монографическое исследование одного из выдающихся памятников мировой литературы — «Океана сказаний» («Катха-саритсагары») кашмирского поэта XI в. Сомадевы.
Автор сосредоточил внимание на том, как культура времени Сомадевы отразилась на сюжетных и жанровых характеристиках самого памятника. Подобная работа выполнена впервые. |
Обложки:
Литературные памятники
Библиотека всемирной литературы
Разные
На других языках
Литература
Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.