(1884-1937)
Видный рус. сов. прозаик, известный также произв. др. жанров; один из основоположников совр. антиутопии, классик НФ 20 в. Род. в г. Лебедянь (Тамбовской губ.), в семье священника, окончил судостроительный ф-т СПБ политех. ин-та, во время учебы увлекся революционной деятельностью, примкнул к большевикам, подвергался репрессиям. Работал по специальности и преподавал в политех. инт-те; Февральскую революцию встретил в Англии, куда был командирован контролировать постройку ледоколов для России; в 1917 г. вернулся на родину и активно включился в культурное строительство. Печататься начал с 1908 г., был близок к символистам, возглавил лит. группу "Серапионовы братья", много способствовал публикации на рус. яз. таких авторов, как Д. Лондон, Дж. Б. Шоу, Г. Уэллс.
Жилищные споры – это очень сложные судебные дела, которые в наше непростое время возникают все чаще. Адвокат Московской областной коллегии Адвокатов по жилищным вопросам и спорам Кремер Юлия Дмитриевна поможет вам вести жилищные споры. Услуги профессионального адвоката по жилищным спорам в рамках жилищных споров включают в себя общее консультирование по жилищному праву, процессуально верное составление необходимых юридических документов, представительство интересов доверителя в ходе судебных заседаний. Адвокат, который специализируется на жилищных делах, даст исчерпывающие ответы и рекомендации клиенту, подскажет, какие обстоятельства спора подлежат обязательному доказательству, и подготовит все необходимые документы, которые будут нужны для благоприятного окончания жилищных споров. У нас более 80% выигранных дел. Бесплатная консультация (495) 749-98-49.
После публикации за рубежом гл. произв. - романа "Мы" (чеш. 1924; англ. 1924; рус. 1927 - Чехословакия; 1988 - СССР; 1989), вызвавшего травлю автора, З. был фактически объявлен персоной "нон грата" в сов. лит-ре; обратившись с письмом к И. В. Сталину с просьбой выпустить его за границу, получил разрешение только при содействии А. М. Горького. Уехал во Францию в 1931 г., где и умер, сохранив сов. паспорт и гражданство и не создав в эмиграции ничего значительного.
Роман "Мы" был оперативно переведен на все ведущие языки, оказав огромное влияние на все последующее развитие антиутопии, в частности, на двух др. ее классиков - О. Хаксли и Д. Оруэлла (последний выступил в печати с обстоятельной рец. на роман). Автор изобразил до предела механизированную и математизированную "утопию", в к-рой человеческая личность сведена к "нумеру" (в совр. терминологии - к "винтику"), а все об-во в целом - к идеально функционирующему муравейнику, тоталитарной диктатуре, использующей достижения науки и технологии для порабощения людей; построение гигантского Интеграла - "звездного ковчега" - грозит экспансией подобных идей на др. планеты (см. Математика, Освоение космоса). Среди худож. находок З., повторенных в десятках совр. антиутопий, - принудительная лоботомия "диссидентов", в частности, уничтожение центра фантазии в их сознании (см. Криминология, Медицина), вездесущее радио, играющее роль идеологической "промывки мозгов", подслушивающие устройства, синтетическая пища из нефти (решение проблем демографии), освобождение "нумеров" от "химер" стихийности, неуправляемости, дискомфорта - эмоций, семьи, любви и т.п. (см. Секс и эротика). Общую мертвенность и стерильность построенного мира подчеркивает особый лит. стиль, выработанный автором (имеющий общие черты с "революционными" тогда футуризмом, конструктивизмом и прямо пародирующий стилистику и идеологию Пролеткульта).
Полемика вокруг романа, открывшаяся в сов. прессе еще до публикации книги, с самого нач. была обречена на идеологические клише и быстро свелась к объяснению книги как антисоциалистического памфлета; эту же точку зрения в осн. разделяла эмигрантская и зап. критика, что было объяснимо в условиях противостояния двух систем, но заведомо сужало худож. и филос. значение книги (см. Политика, Социализм). Время показало, что в большей степени сатирический заряд З. был направлен против технократических идеалов "соц. инженерии" (см. Сатирическая НФ); отд. совпадения кошмарных фантазий З. с реальными кошмарами сталинских репрессий представляют собой частность, только подчеркивающую универсальный характер построенной писателем модели. Мн. критики (в частности, Д. Сувин) видят в антиутопии З. даже еще более обобщенное филос. противостояние Революции ("жизни") и Энтропии ("смерти"), снять к-рое "победой" одной из "сторон" попросту невозможно.
З. является также автором книги о Г. Уэллсе - "Герберт Уэллс" (1922), в к-рой рассматривал НФ как наилучший метод худож. отражения современности; однако, кроме романа "Мы", лишь однажды обратился к НФ - в "Рассказе о самом главном" (1927). В ряде произв. З. использовал приемы сатирической НФ и филос. сказки и притчи - "Пещера", "Икс", "Послание Замутия, епископа обезьянского", "Царство Божие".
Вл.Г., В.Р.
Лит.:
Alex M. Shane "The Life and Works of Evgenij Zamjatin" (1968 - англ. яз).
Christopher Collins "Evgenij Zamjatin" (1973 - Голландия - англ. яз).
E.J. Brown "Brave New World" and "We" (1976 - англ. яз).
"Zamyatin's "We". A Collection of Critical Essays" (ed. by Gary Kern) (1988 - англ. яз).
Т. Т. Давыдова "Евгений Замятин" (1991).
Б. Ланин "Роман Е. Замятина "Мы" (1992).
Дополнительные материалы:
Вл. Гаков. "Чужой среди своих"
Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.