(Родман) (1931-)
Амер. прозаик, один из самых ярких представителей "Новой волны" в НФ США. Род. в Нью-Йорке, воевал в Корее, после демобилизации учился в Ун-те "Техас А & M" (Колледж-Стейшн, шт. Техас) и Ун-те Майами в Оксфорде (шт. Огайо), закончил инженерный ф-т Хьюстонского ун-та (шт. Техас). Работал инженером в фармацевтической фирме "Проктор энд Гэмбл"; с 1972 г. ред. науч.-поп. журн. "Фабричная инженерия" (Plant Engineering); с 1984 - професс. писатель. Первая НФ публикация - "Горы как мышь" (1966). Живет в Бэррингтоне (шт. Иллинойс).
Начав публиковаться в серии сб. "Орбита" [Orbit], под ред. Д.Найта , В. заявил о себе, как о тонком стилисте и смелом экспериментаторе в области формы. Успех пришел к нему с первыми опубл. повестями и р-зами, из к-рых выделяется своей утонченной символикой цикл-триптих: "Остров доктора Смерти и другие рассказы" (1970), "Смерть доктора Острова" (1973; "Небьюла" -73), "Доктор Острова Смерти" (1978); вместе с четвертой повестью - "Смерть острова Доктор" (1983) - составил сб. "Архипелаг Вулфа" [The Wolfe Archipelago] (1983). Герой первых двух повестей - психически трамвированный мальчик, изолированный от окружающих (любимый мотив В.) и постепенно привыкающий к нов., специально созданному для него окружению (см. Концептуальный переворот); в третьей повести разбуженный после анабиоза заключенный узнает, что обрел бессмертие (см. Дети, Психология). В р-зе "Civis Laputus Sum" (1975) развивается тема "451 по Фаренгейту" Р.Брэдбери - судьба единственного оставшегося экз. "Моби Дика" в мире, где сожжены все книги (см. Искусство); очередная альтернативная история построена в новелле "Как я проиграл вторую мировую войну и помог остановить немецкое вторжение" (1973) (см. Война, Вторжение); остроумное рациональное объяснение мифическим существам (результат генной инженерии) дано в р-зах - "Женщина, любившая кентавра Фолуса" (1979) и "Женщина, любившая единорога" (1980) (см. Женщины в НФ, Зоология фантастическая, Мифология в НФ, Секс и эротика). Также выделяются р-зы: "Герой-оборотень" (1975), "Всполохи чудес" (1976), "Чужие камни" (1972) (см. Лингвистика), "Заседание суда" (1980) (см. Криминология); все они представлены в сб. - "Остров доктора Смерти и другие рассказы" [The Island of Dr. Death and Other Stories] (1980), "Книга Дней Джина Вулфа" [Gene Wolfe's Book of Days] (1981), "Библиоманы: двадцать персонажей, ожидающих свои книги" [Bibliomen: Twenty Characters Waiting for a Book] (1984), "План(етарна)я инженерия" [Plan(e)t Engineering] (1984).
Повести В. - "Пятая голова Цербера" (1972), "Рассказ, сочинение Джона В.Марша" и "ВРТ" составили первый значительный НФ "роман" писателя - "Пятая голова Цербера" [The Fifth Head of Cerberus] (1972), в к-ром сложным (даже неск. манерным) образом соединены мн. НФ и общефилос. темы и проблемы (см. Антропология, Инопланетяне, Клоны, Контакт, Религия). Однако гл. успех пришел к В. после публ. романа "Тень пыточных дел мастера" [The Shadow of the Torturer] (1980; Всемирная премия фэнтези-81; Брит. премия НФ-82), открывшего серию "Книга Нового Солнца"; продолжения - "Клешня Миротворца" [The Claw of the Conciliator] (1981; "Небьюла" -81; "Локус" -82); "Меч ликтора" [The Sword of the Lictor] (1982; "Локус" -83; Брит. премия фэнтези-83), "Замок автарка" [The Citadel of the Autarch] (1983; Мемориальная премия им. Дж.Кэмпбелла-84); первые два романа объединены в том - "Книга Нового Солнца, тома 1 и 2" [The Book of the New Sun, Volumes I and II] (1983), остальные два - в том "Книга Нового Солнца, тома 3 и 4" [The Book of the New Sun, Volumes III and IV] (1985); доп. материал собран в книге - "Урт под Новым Солнцем" [The Urth of the New Sun] (1987). НФ пенталогия, "замаскированная" под фэнтези, представляет собой эпические хроники жизни подмастерья Пыточной гильдии Севериана; движение сюжета происходит на богатом колоритными деталями фоне - умирающей (вследствие угасания светила) "декадентской" планете Урт, где давно забыты достижения тех. прогресса (место к-рого закономерно заняла магия), и только ожидание "второго пришествия" местного мессии - Миротворца, способного заново зажечь солнце, дает обитателям планеты импульс к жизни (см. Апокалипсис, Боги и демоны, Глобальная катастрофа, Космология, Оптимизм и пессимизм, Планетарная инженерия, Религия, Эсхатология). Уникальность серии В., сочетающей сюжетную насыщенность "героической фэнтези" и богатый мифол. багаж совр. интеллектуальной прозы, в т. ч. - сложные лингвистические конструкции (см. Лингвистика, Мифология в НФ), позволила критикам сравнить построенный писателем мир с произв. Ф.Херберта и Д.Толкина (см. Миры НФ).
В. известен также произв. "чистой" фэнтези. Это "античная" дилогия - "Солдат тумана" [Soldier of the Mist] (1986; "Локус" -87), "Солдат Ареты" [Soldier of Arete] (1989) (см. История в НФ); роман "Вид на замок" [Castleview] (1990) и сб. - "Виды, которым грозит вымирание" [Endangered Species] (1989), "Этажи старого отеля" [Storeys from the Old Hotel] (1989; Всемирная премия фэнтези-89). Особняком стоит роман о духах и загробной жизни (см. Мистицизм и оккультизм, Сверхъестественное) - "Мир" [Peace] (1975). Среди последних произв. В. выделяются повести - "Герой как оборотень" [The Hero as Werwolf](1975 - в ант.; 1991) и "Старушка, чьи сережки напоминают Солнце" [The Old Woman Whose Rolling Pin is the Sun](1991).
Др. соч.:
"Операция "АРЕС" [Operation ARES] (1970).
"Дьявол в лесу" [The Devil in a Forest] (1976).
"Свободные живут свободно" [Free Live Free] (1985).
"Двери существуют" [There Are Doors] (1988).
Лит.:
Joan Gordon "Gene Wolfe" (1986).