(Гертруда) (1928-)
Амер. писательница. Урожд. Кати Мередит, В. род. в Толидо (шт. Огайо); формального высшего образования не получила, рано начав писать. Первая публикация - "Гений размером с пинту" (1957). Вторым браком вышла замуж за Д. Найта , вместе с к-рым организовала Милфордскую конференцию писателей-фантастов (1963-72) - прообраз Ассоциации американских писателей-фантастов; в 1968-70 гг. преподавала на семинарах в Кларионе. Живет в Юджине (шт. Орегон).
Ранние р-зы В. составили сб. "Звездолет длиною в милю" [The Mile-Long Spaceship] (1963; др. - "Андовер и андроид" [Andover and Android]). "Герой" первого романа, написанного в соавт. с Т. Томасом , "Клон" [The Clone] (1965; рус. 1973; 1988), клоном, строго говоря, не является, а представляет собою агрессивную "жизнь", самозародившуюся в гор. водопроводе в результате засорения его вредными отходами (см. Биология, Города, Экология); той же теме посвящен и второй роман соавторов - "Год Облака" [The Year of the Cloud] (1970). Семейство истинных клонов выведено в лучшем и самом известном романе В., "Где допоздна так сладко пели птицы" [Where Late the Sweet Birds Sang] (1976; "Хьюго"-77), - хрониках утопической коммуны, выжившей на развалинах цивилизации, ставшей в результате экокатастрофы стерильной (см. Мир после катастрофы, Оптимизм и пессимизм, Секс и эротика, Утопия).
В конце 1960-х гг. В. отошла от "жанровой" НФ, обратившись к экспериментальной психол. прозе с минимальными фантаст. вкраплениями. Р-зы и повести этого периода представлены в сб. - "Нижняя комната" [The Downstairs Room] (1968), "Бездна" [Abyss] (1971), "Коробка с бесконечностью" [The Infinity Box] (1975); заглавная повесть последнего сб. (1971) посвящена Америке близкого будущего, в к-ром живет герой-экстрасенс (см. Антиутопия, Экстрасенсорное восприятие); также выделяются р-зы: "Плановики" (1968; "Небьюла"-68) - об экспериментах в области генной инженерии и психологии поведения, "Деревня" (1973) и "Похороны" (1972). Романы - "Маргарет и я" [Margaret and I] (1971), "Тест Клюистон" [The Clewiston Test] (1976) и "Ошибочные линии" [Fault Lines] (1977) - имеют малое отношение к НФ, представляют собой психол. драмы с сильными женскими характерами (см. Женщины в НФ, Психология).
Ностальгией по пасторальному "раю" (см. Пастораль) проникнут один из лучших романов В., "Время можжевельника" [Juniper Time] (1979), героиня к-рого прячется от преследования властей, желающих с ее помощью расшифровать инопланетное послание (см. Контакт, Лингвистика), в индейском племени. Об увлечении автора фольклором коренных жителей Америки (см. Антропология) свидетельствует и последний роман В., элегантная фэнтези "Кэмбио-Бэй" [Cambio Bay] (1990). Вместе с тем писательница не разделяет модных антисциентистских настроений, персонажи мн. ее произв. - ученые, не лишенные нравственных качеств и чувства ответственности. Герои романа "Добро пожаловать, Хаос" [Welcome Chaos] (1981 - "Зимний берег"; доп. 1983), изобретатели пилюль бессмертия, стоят перед моральной дилеммой - открыть или нет тайну человечеству, к-рое пока не сможет воспользоваться плодами открытия; обет молчания нарушен только после того, как аналогичное открытие делается в СССР - сов. руководители не мучаются сомнениями и готовы поставить мир на грань ядерной войны (см. Изобретения и открытия, Политика). Моральные аспекты науки исследуются и в романе "Любимцы Гюисмана" [Huysman's Pets] (1986), герои к-рого - подопытные дети -телепаты (см. Экстрасенсорное восприятие).
В последние годы В. с разной степенью успеха пробовала себя в оккультной прозе - "Чувство тени" [A Sense of Shadow] (1981) (см. Мистицизм и оккультизм), юмористической НФ - "О, Сюзанна!" [Oh, Susannah!] (1982), "метафиз. детективной НФ" - "Безумное время" [Crazy Time] (1988) и "Смерть удостоверена: загадка Хаоса" [Death Qualified: A Mystery of Chaos](1991) (см. Энтропия); серия романов - "Ловушка Гамлета" [The Hamlet Trap] (1987), "Темная дверь" [The Dark Door] (1988), "Умный дом" [Smart House] (1989), "Сладкая, сладкая отрава" [Sweet, Sweet Poison] (1990) - представляет собой комбинацию традиционной НФ (в частности, темы вторжения) с элементами "романа ужаса" и детектива (см. Детективная НФ). Из произв. короткой формы выделяются: повесть "Девушка, упавшая в небо" [The Girl Who Fell into Sky] (1986; "Небьюла"-86; доп.1991) и р-з "Навечно твоя, Анна" (1987; "Небьюла" -87). Поздние р-зы и повести В. составили сб. - "Страна благоволения" [State of Grace](1991), "И пели ангелы" [And the Angels Sing](1992). На рус. яз. переведен р-з "Крошка, ты была великолепна" (19..; рус.1991).
Вл.Г.
Др. соч..:
"Дело по имени "Никогда больше" [The Nevermore Affair] (1966).
"Убивающая" [The Killing Thing] (1967; др. - "Убийца" [The Killer Thing]).
"Пусть падет огонь" [Let the Fire Fall] (1969; испр. сокр. 1972).
Сб. "Сны Сомерсета" [Somerset Dreams] (1978).
С Д. Найтом - сб. "Лучше, чем в одиночку" [Better Than One] (1980).
Сб. "Слушайте, слушайте" [Listen, Listen] (1981).
Сб. "Дети ветра" [Children of the Wind] (1989).