ВОННЕГУТ младш. (VONNEGUT Jr.), Курт

(1922-2007)

Видный амер. прозаик, также известный произв. др. жанров, один из ведущих совр. прозаиков США. Род. в Индианаполисе (Индиана), во время второй мировой войны служил в армии; попав в плен, пережил варварскую бомбардировку Дрездена союзной авиацией; имеет награды. После демобилизации учился в Корнеллском ун-те в Итаке (шт. Нью-Йорк), Чикагском ун-те, Технол. ин-те Карнеги в Питтсбурге (шт. Пенсильвания), получив диплом инженера-химика. Работал криминальным репортером, клерком в компании "Дженерал электрик"; с 1950 г. - професс. литератор. Почетный д-р лит-ры ряда амер. ун-тов. Первая НФ публикация - "Доклад об эффекте Барнхауза" (1950; рус. 1970; 1971; др. - "Эффект Барнхауза"). Обстоятельства жизни В. отражены в книге автобиогр. и публицистических заметок - "Судьбы хуже смерти" [Fates Worse Than Death](1991; рус. сокр.1993; рус. 1993). Живет в Кейп-Коде (шт. Массачусетс).

С самого нач. В. писал в разл. жанрах - ряд критиков причисляет его наряду с Д.Бартом , Д.Бартельмом , Т.Пинчоном и Джозефом Хеллером к лидерам "черного юмора" (см. Абсурдисткая НФ, Сатирическая НФ); однако со временем писатель выработал собственный уникальный стиль, с трудом поддающийся жанровой классификации. Первый роман В., "Механическое пианино" [A Player Piano] (1952; др. - "Утопия-14" [Utopia-14]; рус. 1967), - традиционная, хотя и окрашенная специфической авторской иронией "утопия", в к-рой люди, полностью переложив принятие решений на машины - и буквально став их частью, теряют смысл жизни (см. Автоматизация, Кибернетика). В "Сиренах Титана" [The Sirens of Titan] (1959; рус. 1982; 1988) появляются темы и герои, ставшие "сквозными" для мн. последующих книг В.: впервые упоминается религия, представляющая собой пародию на все существующие мировые - Церковь Бога Предельно Равнодушного; а также планета Тральфамадор, на которой эволюция машин привела их к осознанию полной "бесполезности" своих создателей. С сарказмом в духе Д.Свифта и Вольтера рассматривается история прогресса цивилизации на Земле: это запланированная акция тральфамадорцев, имевшая единственной целью - изобретение простенькой детали, без которой один из них, "застрявший" на Титане, не может починить свой звездолет (см. История в НФ, "Прогрессорство", Солнечная система).

Тем же неподражаемым стилем ("телеграфно-шизофреническим", по определению автора), близким лит-ре абсурда, написаны две самые известные книги писателя - "Колыбель для кошки" [Cat's Cradle] (1963; рус. 1970) и "Бойня N5, или Крестовый поход детей: дежурный танец со смертью" [Slaughterhouse-Five or The Children's Crusade: A Duty-Dance with Death] (1969; рус. 1970; 1978); экранизирована (см. "Бойня No5"). В первой апокалипсический сюжет - гибель цивилизации в результате случайно примененного "окончательного" оружия ("льда-девять") - вращается вокруг двух персонажей: создателя "льда-девять", морально индифферентного ученого -технократа Хонникера (он упоминается как один из "отцов" атомной бомбы), и Боконона - борца против рациональности, создателя уникальной "религии лжи" (см. Апокалипсис, Глобальная катастрофа, Изобретения и открытия, Мессии, Оптимизм и пессимизм). Вторая книга, ставшая нац. бестселлером и выразившая настроения пацифистской студенческой Америки эпохи "вьетнамского синдрома", представляет собой своебразную рефлексию автора на пережитую им бомбардировку Дрездена. Повествование ведется от имени также пережившего ее Билли Пилигрима, похищенного тральфамадорцами; с их помощью ему удается излечиться от нервного потрясения и обрести мир в душе, научившись жить "только в счастливые моменты", ибо, с точки зрения его звездных наставников, все "моменты времени" суть один-единственный (см. Война, Иные измерения, Путешествия во времени).

Последующие книги В. с НФ никак не связаны, если не считать авторского иронического отношения к ней, выраженного в монологе героя романа "Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями" [God Bless You, Mr. Rosewater, or, Pearls Before Swines] (1965; рус. 1978), страдающего от "самаритрофии" (хронической атрофии совести), а также в образе фантаста Килгора Траута - сквозного персонажа неск. романов В. (одна из книг Траута "опубликована" Ф.Фармером ), в их числе - "Завтрак для чемпионов, или Прощай, черный понедельник" [A Breakfast for Champions, or, Farewell, Black Sunday] (1973; рус. 1975; 1978). К темам и клише НФ В. возвращается в романе "Балаган, или Более не одинок!" [Slapstick, or, Lonesome No More] (1976; рус.1992 - "Балаган") - истории двух злых гениев-мальчишек, образующих сверхразум, когда они находятся вместе (см. Дети, Симбиоты).

В дальнейшем тв-во В. шло по нисходящей, превращаясь в бесконечный самоповтор; удачно найденный в ранних произв. прием мозаичного коллажа свелся к полному отказу от связного сюжета, а мизантропическая издевка стала утомительной. Вместе с тем последнее десятилетие ознаменовано возвращением В. в тематическое пространство НФ. Сюжет романа "Малый Не Промах" [Dead-Eye Dick] (1982; рус. 1988) завязан вокруг случайного взрыва нейтронной бомбы, уничтожившей мирный амер. город (см. Оружие, Ядерная война). В "Галапагосы" [Galapagos] (1985; рус.1993) ядерная война ставит крест на всей жизни на Земле; лишь уцелевшие участники океанского круиза основывают на тропическом острове (чья природа ранее сыграла существенную роль в формировании взглядов Ч.Дарвина) нов. цивилизацию, (дав неожиданный толчок очередному витку эволюции - точнее, инволюции) (см. Апокалипсис, Океан, Оптимизм и пессимизм). Последний крупный роман В., "Фокус-покус, или Что за спешка, сынок?" [Hocus Pocus, or, What's the Hurry, Son?] (1990) - сатирическая антиутопия в Америке 21 в. (см. Близкое будущее).

Р-зы В., среди к-рых есть и НФ, -
"А кто я теперь?" (19..; рус. 1981),
"Барабаны и антенны" (19..; рус. 1991),
"Гаррисон Бержерон" (1961; рус.1976; 1982),
"Великое путешествие вон туда" (1954; рус. 1971 - "Завтра! Завтра!"),
"Виток эволюции" (19..; рус.1981),
"Добро пожаловать в обезьянник" (19..; рус.1991),
"Долгая прогулка - навсегда" (19..; рус. 1981),
"Как быть с "Эйфи"?" (19..; рус. 1974; др. - "Эйфью"),
"Кем я буду в этот раз" (19..; рус.1973; др. - "Кто теперь", "А кто я теперь"),
"Ложь" (1962; рус. 1973),
"Лохматый пес Тома Эдисона" (19..; рус. 1981),
"Любовь и смерть Эпикака" (1950; рус.1973; 1973; др. - "Эпикак") (см. Компьтеры),
"Наследство Фостера" (19..; рус. 1981),
"Не готово к носке" (1953; рус.1976 - "Люди без тел"; 1989),
"Олень на комбинате" (19..; рус. 1981),
"Перемещенное лицо" (19..; рус. 1981),
"Сила духа" (19..; рус. 1991),
"Соблазнительница" (1952; рус.1972, 1981 - "Искусительница"),
"Эпикак" (19..; рус. 1981),

- включены в сб. "Канарейка в шахте" [Canary in a Cat House] (1961; доп. 1968 - "Добро пожаловать в обезьянник" [Welcome to the Monkey House]);
среди р-зов 1970-х гг. выделяется "Большое космическое совокупление" (1972; рус.1992 - "Большой вселенский трах"), в к-ром проблема межзвездных космических полетов решается просто: в дальние ресы к звездам отправляются не космонавты, а контейнеры с эмбрионами (см. Биология, Секс и эротика). Переводы произв. В. составили Собр.соч. в 5-и тт. (тт.1-5 - рус.1992)

Вл.Г.

Др. соч.:
"Матушка-ночь" [Mother Night] (1961; рус.1991 - "Мать Тьма", "Порожденье тьмы ночной").
"Между временем и Тимбукту, или "Прометей-5" [Between Time and Timbuctou, or, Prometheus-5] (1972; рус. 1990) - пьеса.
"Вечный узник" [Jailbird] (1979; рус.1992 - "Рецидивист").
"Синяя борода" [Blue Beard](1991; рус.1992).

Лит.:
Peter Reed "Kurt Vonnegut" (1972)
David H. Goldsmith "Kurt Vonnegut: Fantasist of Fire and Ice" (1972)
"The Vonnegut Statement" (by Jerome Klinkowitz & John Somer) (1973)
Stanley Schatt "Kurt Vonnegut,Jr." (1976).
Clark Mayo "Kurt Vonnegut: The Gospel from Outer Space (Or, Yes, We Have No Nirvanas)" (1977).
Richard Giannone "Vonnegut: A Preface to His Novels" (1977).
"Vonnegut in America: An Introduction to the Life and Work of Kurt Vonnegut" (ed. by Jerome Klinkowitz & Donald L. Lawler) (1977).
James Lindquist "Kurt Vonnegut" (1977).
Jerome Klinkowitz "Kurt Vonnegut" (1982).
Lawrence R. Broer "Sanity Plea: A Study of Schizophrenia in the Novels of Kurt Vonnegut" (1989).
William Rodney Allen "Understanding Kurt Vonnegut" (1992).
Donald E. Morse "Kurt Vonnegut" (1992).


Добавил дату смерти, согласно комментария А. Мешавкина.
Г.С.М.

Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.