ВЕРН (VERNE), Жюль

(Габриэль) (1828-1905)

Выдающийся франц. прозаик и драматург, классик НФ, вместе с Г. Уэллсом чаще др. называемый "отцом-основателем" этой лит-ры; по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых в мире авторов, чьи произв. изд. на 100 с лишним языках. Род. в Нанте, начал серьезно изучать юриспруденцию, готовясь к поступлению в парижскую Школу права, но быстро забросил это занятие, целиком переключившись на лит. деятельность. Активно сочинял пьесы, затем (не без влияния прочитанного Э.По) написал неск. прозаических произв. в жанре путешествий и приключений (с элементами НФ и фэнтези).

Повесть "Путешествие на воздушном шаре" (1851; др. - "Драма в воздухе"; рус.1872), вместе с такими р-зами, как "Мастер Захариус, или Часовщик, погубивший свою душу" (1854) и "Фантазия доктора Окса" (1872; рус.1875 - "Опыт доктора Окса") включена в изд. позже сб. "Фантазия доктора Окса" [Une fantaisie du Docteur Ox] (1874); повесть также переизд. отд. книгой - "Драма в воздухе" [Une Drame dans les airs] (1874). Встреча с издателем Ж.Этцелем, задумавшим создать "Журнал воспитания и развлечения" (Le Magasine d'Education et de Recreation) для подростков, круто изменила писательскую судьбу В.: за оставшиеся 40 с небольшим лет жизни он осуществил грандиозный замысел - написал 63 тт. своих "Необыкновенных путешествий" (отд. книги выходили и после смерти В.), принесших автору всемирную славу и уже целое столетие составляющих круг чтения миллионов подростков во всем мире.

Романом "Пять недель на воздушном шаре" [Cinq semaines en ballon] (1862; 1863; рус.1864 - "Воздушное путешествие через Африку"), также навеянным тв-вом Э.По, ознаменовано рождение нов. лит. жанра - поп. романа о науке и геогр. открытиях; от него оставался один шаг до НФ в ее совр. форме; этот шаг В. сделал в следующем романе - "Путешествие к центру Земли" [Voyage au centre de la terre] (1864; 1864; рус.1865); экранизирован (см. "Путешествие к центру Земли"). Взяв за основу гипотезу полой Земли, уже разработанную предшественниками ( Д. Казанова, Л. Хольберг и др.), В. не соблазнился возможностью фантазировать без оглядки на науку; наоборот, роман стал первым произв. собственно НФ, в к-рой увлекательные приключения тщательно "организованы" последними науч. данными, а элемент популяризации органично соседствует с романтическим пафосом, гимном всесилию науки в Век Прогресса (см. Оптимизм и пессимизм). В отличие от Г. Уэллса, привнесшего в НФ взгляд философа и соц. мыслителя, В. рассматривал эту лит-ру прежде всего как мощный канал пропаганды естественнонауч. знаний, а если и затрагивал соц. проблематику (особенно в поздних романах, когда его оптимизм стал заметно ослабевать под влиянием окружающего - поражение Франции в войне с Пруссией, разгром Парижской Коммуны, ужасающие темпы вовлечения науки в производство оружия массового уничтожения и т.п.), то делал это с ограниченных позиций преуспевающего буржуа, во всех отношениях коммерческого писателя. Однако свежесть его взгляда на мир, безусловно симпатичные герои и талант прирожденного рассказчика не состарили произв. В., даже когда разделяемые им технократическая вера в науку и центр. место Человека во Вселенной (характерные для лит-ры 19 в.) стали отдавать анахронизмом.

Смелым для своего времени представляется сюжет одного из самых известных НФ романов В. - "С Земли на Луну" [De la terre la lune] (1865; 1865; рус.1865; 1866 - "От Земли до Луны 97 часов прямого пути"; др. - "С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут"); продолжение - "Вокруг Луны" [Autour de la lune] (1869; 1870; рус. 1906); романы послужили основой для первого в истории НФ фильма - "Путешествие на Луну" (см. также - "С Земли на Луну"). Лунная одиссея трех чл. Балтиморского пушечного клуба, построивших гигантскую пушку и в снаряде "Колумбиада" полетевших на Луну, рассказана в юмористическом ключе (см. Юмористическая НФ), однако полна точнейших, на уровне своего времени просчитанных деталей вроде невесомости (см. Гравитация); ряд удивительных совпадений с первым полетом вокруг Луны амер. космич. корабля "Аполлон-8" делают честь прогностической интуиции В. (см. Космические полеты, Предвидения). Известностью роман во мн. обязан ошибочности, как вскоре выяснилось, исходных предположений, подтолкнувших интерес К. Циолковского к ракете как более правильному средству межпланетных путешествий (см. Научность НФ). Один из героев дилогии (В. поначалу "забыл" своих пушкарей в космосе и с большим запозданием предпринял усилия по их возвращению обратно) действует в позднем романе "Вверх дном" [Sans dessus dessous] (1889; 1889; рус. 1890; 1890). Задумав всего-то слегка "подвернуть" земную ось, чтобы дать возможность друзьям (скупившим за бесценок приполярные области) эксплуатировать прежде недоступные земли, рассеянный математик допускает в расчетах незначительную ошибку, в результате спасшую жителей Земли от глобальной катастрофы (см. Астрономия и астрофизика, Климат, Математика).

Более традиционным способом достигает полюса (во времена написания романа это еще было событием во всех отношениях "науч.-фантаст.") герой романа "Приключения капитана Гаттераса" [Les aventures du Capitane Hatteras] (1864 - "Англичане на Северном полюсе"; 1865 - "Ледяная пустыня"; 1866 рус; 1866-67; 1867 - "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"). Фантаст. событиям на полюсе посвящен и роман "Ледяной сфинкс" [Le Sphinx des glaces] (1897; 1897) - своеобразное и увлекательное продолжение "Приключений Артура Гордона Пима" Э. По (см. Полая Земля).

Один из самых знаменитых и неустаревающих романов В. - "Дети капитана Гранта" [Les enfants du Capitaine Grant] (1866-68; 1868; рус. 1868) - не содержал элементов НФ, но положил нач. трилогии, продолженной НФ романами "Двадцать тысяч лье под водой" [Vingt mille lieues sous les mers] (1869-70; 1870; рус.1870; 1872 - "Восемьдесят тысяч верст под водой. Путешествие под волнами океана") и "Таинственный остров" [Lle mysterieuse] (1874-75; 1875; рус.1875; 1875); оба экранизированы (см. "20000 лье под водой", "Капитан Немо", "Таинственный остров"). На сей раз взор фантаста обращен в глубины не космоса, а Мирового океана, к-рый бороздит технически совершенная субмарина "Наутилус" под командованием изгнанника и мизантропа капитана Немо (см. Изобретения и открытия, Оружие, Технологии); образ Немо, один из лучших у В., открывает галерею бунтарей-ученых, бросивших вызов миру. Это изобретатель еще более чудесной машины (летающей, плавающей и сражающейся) Робур из романа "Робур Завоеватель" [Robur le conqurant] (1886; 1886; рус. 1886; 1907); в романе-продолжении - "Властелин мира" [Matre du monde] (1904; 1904; рус.1904; 1905) - впавший в безумие Робур объявляет миру войну; экранизирован (см. "Властелин мира"); повторивший историю графа Монте-Кристо венг. аристократ, революционер и изобретатель из романа "Матиас Шандор" [Mathias Sandorf] (1885; рус.1885; 1885); создатель сокрушительного сверх-оружия из романа "Флаг Родины" [Face au drapeau] (1896; 1896; рус.1896 - "Родное знамя"; 1896); экранизирован как "Тайна острова Бэк-Кап". Наконец, прямое столкновение науки, как основы утопии (город -коммуна Франсевилль), и знаний, поставленных на службу милитаризму и агрессии (город -казарма Штальштадт), описано в романе "Пятьсот миллионов бегумы" [Les cinq cents millions de la bgum] (1879; 1879; рус.1879; 1879), сюжет к-рого (как недавно выяснили франц. исследователи) был подсказан В. коллегой-фантастом А. Лори.

"НФ робинзонадой" может быть назван один из лучших романов В., "Таинственный остров"; его герои во главе с Сайрусом Смитом, оказавшись на необитаемом (или казавшемся таковым) острове, не пали духом и не одичали, а, наоборот, "голыми руками" создали свою маленькую "цивилизацию". В финале колонисты обнаружили, что на острове доживает свои дни капитан Немо, чья история открывается читателям именно в этом последнем романе трилогии. Гимн оптимизму, человеческой "выживаемости" послужил образцом для мн. последующих авторов НФ, а сам В. еще неоднократно возвращался к теме "робинзонады" в романах "Школа робинзонов" [L'cole des Robinsons] (1882; 1882; рус. 1906) и "Два года каникул в пансионате Робинзона" [Deux ans de vacances ou un pensionnat de Robinsons] (1888; 1888; рус. 1906); последний роман, повествующий о вынужденной "робинзонаде" школьников, по тону резко контрастирует с более поздним знаменитым романом У. Голдинга "Повелитель мух" (см. Дети).

Формально "нефантаст." роман "Вокруг света в восемьдесят дней" [Le tour du monde en quatre-vingt jours] (1872; 1873; рус. 1873; 1873) вызвал беспрецедентную сенсацию, а спустя век подвигнул Ф. Фармера на изложение своей "версии" - чисто НФ - происходивших в нем событий в романе "Другой курс Филеаса Фогга". В романе "Гектор Сервадак" [Hector Servadac] (1877; 1877; рус. 1878; 1906) глобальная катастрофа вызвана кометой, захватившей кусок суши вместе с группой землян, к-рым представилась возможность совершить необычное космич, путешествие, а заодно попробовать силы в построении еще одной утопии (см. Астрономия и астрофизика, Солнечная система). Др. космич. тело, состоящее из золота, "всего лишь" разрушило земную экономику в романе "В погоне за метеором" [La Chasse au mtore] (1908; рус.1917 - "Золотой метеор"; 1957). Частные тех. изобретения и открытия составляют маргинальный НФ элемент в приключенческих романах - "Паровой дом" [La maison vapeur] (1880; рус. 1906) и "Остров на гребных винтах" [L'le a hlice] (1895; 1895; рус.1895; 1895 - "Пловучий остров") (см. Океан). Герой последнего посмертного НФ романа В., "Тайна Вильгельма Шторица" [Le secret de Wilhelm Storitz] (1910) - человек-невидимка.

Немногочисленные р-зы и повести В. включены в также посмертный сб. "Вчера и завтра" [Hier et demain] (1910). Под несомненным влиянием Э. По написан р-з-притча "Фритт-Флак" (1884; рус. 1907), в к-ром врач, из-за корыстолюбия отказавший в помощи умирающему и все-таки пришедшему к его постели, неожиданно узнает в умирающем самого себя и гибнет у "себя же на руках" (см. Медицина). В неоконченной повести "Вечный Адам" (1910; рус. 1911 - "Дневник нового адама") ученый- археолог из далекого будущего расшифровывает др. рукопись, повествующую о глобальной катастрофе, постигшей цивилизацию в 20 в.; случайно выжившая горстка людей одичала, и восхождение человечества началось снова "с нуля" (см. Оптимизм и пессимизм, Первые люди). Также выделяются: р-з-каталог тех. новинок - "В XXIX веке. Один день из жизни американского журналиста в 2889 году" (1890; рус. 1902 - "В 2889 г."; др. - "День американского журналиста"), фантаст. сказка "Семья Ратон" (1891; рус. 1912), а также оригинальная, написанная по просьбе Теофиля Готье "муз. фантазия" - "Г-н Ре-диез и м-ль Ми-бемоль" (1893) (см. Музыка).

Тв-во В. в целом представляет органический синтез НФ, романа приключений и путешествий, а герои в большинстве своем - ученые и исследователи на переднем крае науки; поэтому имеет смысл перечислить и др. произв. из серии "Необыкновенных путешествий", не имеющие формального отношения к НФ.

Вл.Г.

Др. соч.:
"Пловучий город" [Une ville flottante] (1870; 1871; рус. 1871; 1871),
"Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке" [Aventures de trois russes et de trois anglais dans l'Afrique australe] (1871; 1872; рус. 1906),
"В стране мехов" [Le pays des fourrures] (1872; 1873; рус. 1874 - "Путешествие в страну пушных зверей, или Приключения на пловучем острове"; 1874),
"Ченслер" [Le "Chancellor"] (1875; рус. 1876 - "На море"; др. -"Ченслер" Дневник пассажира Ж.-Р.Казаллона"),
"Михаил Строгофф" [Michel Strogoff] (1876; 1876; рус. 1900),
"Черная Индия" [Les indes-noires] (1877; 1877; рус. 1877; 1877),
"Пятнадцатилетний капитан" [Un capitaine de quinze ans] (1878; 1878; рус. 1878; 1878),
"Треволнения одного китайца в Китае" [Les tribulations d'un chinoise en Chine] (1879; 1879; рус. 1906 - "Бедственные приключения одного китайца в Китае"),
"Жангада" ["La Jangada"] (1881; 1881; рус. 1906),
"Зеленый луч" [Le rayon vert] (1882; 1882; рус. 1906),
"Упрямец Керабан" [Kraban-le-tеtu] (1883; 1883; рус. 1906),
"Южная звезда" [L'toile du Sud] (1884; 1884; рус. 1906),
"Архипелаг в огне" [L'Archipel en feu] (1884; 1884; рус. 1884; 1906),
"Найденыш с погибшей "Цинтии" [L'pave du Cynthia] (1885; 1885 - с А. Лори; рус. 1910),
"Лотерейный билет" [Un billet de loterie] (1886; 1886; рус. 1907),
"Север против Юга" [Nord contre sud] (1887; 1887; рус. 1888),
"Дорога во Францию" [Le chemin de France] (1887),
"Семья без имени" [Famille-sans-nom] (1889; 1889; рус. 1906 - "Безымянное семейство"),
"Цезарь Каскабель" [Csar Cascabel] (1890; 1890; рус. 1906),
"Миссис Браникан" [Mistress Branican] (1891; 1891; рус. 1891 - "Героиня долга"; 1906 - "Мистрис Браникан"),
"Замок в Карпатах" [Le Chteau des Carpathes] (1892; 1892; рус. 1906),
"Клаудиус Бомбарнак" [Claudius Bombarnac] (1892; рус. 1906 - "Клавдий Бомбарнак"),
"Малыш" [P'tit bonhomme] (1893; 1893; рус. 1907),
"Удивительные приключения дядюшки Антифера" [Les mirifiques aventures de Matre Antifer] (1894; 1894; рус. 1894; 1907),
"Кловис Дардентор" [Clovis Dardentor] (1896; 1896; рус. 1907),
"Великолепное Ориноко" [Le superbe Ornoque] (1898; 1898; рус. 1907),
"Завещание чудака" [Le testament d'un excentrique] (1899; 1900; рус. 1906),
"Рассказы Жана-Мари Кабидулена" [Les histoires de Jean-Marie Cabidoulin] (1901; 1902; рус. 1907),
"Деревня в воздухе" [Le village arien] (1901 - "Великий лес"; 1902; рус. 1901; 1901),
"Братья Кип" [Les frres Kip] (1902; 1903; рус. 1902; 1906),
"Путешествие стипендиатов" [Bourses de voyage] (1903; 1904; рус. 1903; 1906 - "Юные путешественники"),
"Драма в Лифляндии" [Un Drama en Livonie] (1904; рус. 1906),
"Вторжение моря" [L'invasion de la mer] (1905; 1905; рус. 1906),
"Маяк на краю света" [Le phare du bout du monde] (1905; 1905; рус. 1907),
"Золотой вулкан" [Le volcan d'or] (1906; рус. 1907),
"Агентство Томпсона и Ко." [L'agence Thompson and Co.] (1907; рус. 1912),
"Дунайский лоцман" [Le pilote du Danube] (1908; рус. 1958),
"Кораблекрушение "Джонатана" [Les naufrags du Jonathan] (1909; рус. 1963),
"Удивительные приключения экспедиции Барсака" [L'tonnante aventure de la mission Barsac] (1914; 1919; рус. 1958).

Лит. (выборочно):
Bernard Frank "Jules Verne et ses voyages" (1941).
Rene Escaich "Voyage a travers le monde vernien" (1951).
Marguerite De la Fuyё "Jules Verne, sa vie - son oeuvre" (1953).
Rene Escaich "Voyage au monde de Jules Verne" (1955).
Marcel More "Nouvelles explorations de Verne, le probleme du pere dans les "Voages extraordinaires" (1960).
Marcel More "Nouvel les explorations de Jules Verne. Musique Misgamic" (1963).
Ghislain De Diesbach "Le Tour de Jules Verne en quatre-vingt livres" (1969).
Jean Chesneaux "Jules Verne: une lecture politique" (1971).
Jean Jules-Verne "Jules Verne" (1973; рус. 1978 - Жан Жюль-Верн "Жюль Верн").
Marie-Helene Huet "L'Histoire des Voyages Extraordinaire" (1974).
Daniel Compere "Approche de l'ile chez Jules Verne" (1977).
Marc Soriano "Jules Verne; le cas Verne" (1978).
Bernard Blanc "Pourquoi j'ai tue Jules Verne" (1978).

К.К.Андреев "Три жизни Жюля Верна" (1960).
Л.И.Борисов "Жюль Верн" (1955).
Е.П.Брандис "Жюль Верн и вопросы развития научно-фантастического романа" (1955).
Е.П.Брандис "Жюль Верн. Очерк жизни и творчества" (1956; доп. 1963 - "Жюль Верн. Жизнь и творчество").
Е.П.Брандис "Впередсмотрящий. Повесть о великом мечтателе" (1976).
Е.П.Брандис "Рядом с Жюлем Верном" (1981).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. Пушкари воображения
Вл. Гаков. Капитан "Наутилуса"


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.