ВЭНС (VANCE), Джек

(псевд. Джона Холбрука Вэнса) (1916-)

Амер. прозаик. Родился в Сан-Франциско (шт. Калифорния), учился последовательно на горного инженера, физика и журналиста в Калифорнийском ун-те (в Беркли), но закончил его вообще без диплома. Работал сценаристом на студии "XX век-Фокс", войну провел матросом на торговом флоте (корабли, на которых служил В., были дважды торпедированы), где и начал писать НФ; с 1946 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Всемирный мыслитель" (1945). Живет в Окленде (шт. Калифорния).

На начальном этапе своей карьеры В. активно писал для журналов. НФ, среди его ранних р-зов - цикл о межзвездном авантюристе Рудольфе Великом, впоследствие изд. отд. сб. - "Множество миров Рудольфа Великого" [The Many Worlds of Magnus Rudolph] (1966; доп. 1980; доп. 1984 - "Полный Рудольф Великий" [The Complete Magnus Rudolph]).

Первой книгой, положившей нач. одной из многочисленных НФ серий В., стал роман о "загнивающем" декадентском обществе далекого будущего, забывшего о достижениях технол. цивилизации и возродившего магию (см. Технологии, Энтропия), - "Умирающая Земля" [The Dying Earth] (1950; рус.1992); продолжения - "Глаза Верхнего мира" [The Eyes of the Overworld] (1966; рус.1992 - "Глаза чужого мира"), "Моррейон: рассказ об умирающей Земле" [Morreion: A Tale of the Dying Earth] (1973 - в ант.; 1979), "Сумка, полная снов" [A Bagful of Dreams] (1979), "Семнадцать дев" [The Seventeen Virgins] (1974; 1979), "Сага о Кугеле" [Cugel's Saga] (1983), сб. "Риальто Великолепный" [Rhialto the Marvellous] (1984).

Подобный выбор "нач. условий" позволил удачно соединить элементы "твердой" (естественнонаучной) НФ и фэнтези; в дальнейшем В. успешно применял тот же прием в др. сериях и даже "разрешал" эксплуатировать идею авторам-коллегам (одно из продолжений цикла написано Майклом О'Ши). Эта же тенденция заметна в самых известных повестях В. - "Повелители драконов" (1963; "Хьюго"-63; рус.1991 - "Хозяева Драконов") и "Последняя твердыня" (1966; "Хьюго"-67; "Небьюла"-66; рус.1992; др. - "Последний замок"). Действие первой развертывается на далекой планете, где искусственно выведены мифол. существа (см. Генная инженерия, Зоология фантастическая, Мифология в НФ), второй - на Земле далекого будущего, но в обоих произв. наука неотделима от магии; общее настроение и антураж более соответствуют фэнтези, нежели "НФ" (в 1984 г. В. награжден Всемирной премией фэнтези "за общий вклад в развитие жанра").

Др. книги В. продемонстрировали его способность органично вкраплять "идеи" и "проблемы" в чисто приключенческую НФ: антропологию и социологию - в "Огромной планете" [Big Planet] (1952; сокр. 1957; сокр. 1958; доп. 1978; рус.1991 - "Большая планета") и примыкающем к ней романе "Мир Прогулочного катера" [Showboat World] (1975; др. - "Потрясающие прогулочные катера реки Нижняя Виссель, Луна-XXIII-Южная, Огромная планета" [The Magnificent Showboats of the Lower Vissel River Lune XXIII South, Big Planet]), а также в "Голубом мире" [The Blue World] (1966) (см. Криминология, Социализм, Утопия); бессмертие - в романе "Жить вечно" [To Live Forever] (1956; рус.1992 - "Вечная жизнь"). Интересно решение проблем лингвистики и культурологии в одном из лучших романов В., "Языки Пао" [The Languages of Pao] (1958), в к-ром обитатели "райской" планеты (см. Пастораль), завоеванной пришельцами, восстанавливают утерянную свободу с помощью собственных языка и культуры (согласно лингвистическим теориям, именно язык и культурная среда определяют те таланты, границы возможностей, к-рыми могут обладать разумные существа); этой же проблеме посвящен р-з "Дар речи" (1955; рус. 1966). Музыка, как метод общения космич. рас (см. Искусство, Коммуникации, Контакт), рассмотрена в романе "Космическая опера" [Space Opera] (1965) и р-зе "Лунная моль" (1961; рус.1991).

Начиная с 1960-х гг., В. обильно снабжает рынок "серийной" приключенческой НФ и фэнтези, однако у него, как и у Ф.Фармера, "интеллигентность доминирует над динамичным сюжетом и экзотическими инопланетными пейзажами" (Б.Олдисс). Известны следующие серии В.:

"Принцы-демоны" -
"Звездный король" [The Star King] (1963; рус.1992),
"Машина-убийца" [The Killing Machine] (1964; рус. 1995 - "Машина смерти"),
"Дворец любви" [The Palace of Love] (1967),
"Лицо" [The Face] (1979),
"Книга снов" [The Book of Dreams] (1981);

"Планета приключений" -
"Город Шаш" [The City of Chasch] (1968; др. - "Шаш" [Chasch]; рус. 1994),
"Слуги Ванкха" [The Servants of the Wankh] (1969; др. - "Ванкх" [Wankh]; рус. 1994),
"Дирдир" [The Dirdir] (1969; рус. 1994),
"Пнум" [The Pnume] (1970; рус. 1994);
объединены в один том - "Омнибус Планеты приключений" [The Planet of Adventure Omnibus] (1985);

"Дурдейн" -
"Эном" [Anome] (1973; др. - "Человек без лица" [The Faceless Man]),
"Храбрые свободные люди" [The Brave Free Men] (1973),
"Асутра" [The Asutra] (1974);
объединены в один том - "Дурдейн" [Durdane] (1989);

"Скопление Аластор" -
"Труллион: Аластор 2262" [Trullion: Alastor 2262] (1973),
"Маруна: Аластор 933" [Marune: Alastor 933] (1975),
"Вист: Аластор 1716" [Wyst: Alastor 1716] (1978);

"Львица" -
"Сад Сулдрена" [Suldren's Garden] (1983; испр. 1983; др. - "Львица" [Lyonesse]),
"Львица: Зеленая жемчужина" [Lyonesse: The Green Pearl] (1985; испр. 1986 - "Зеленая жемчужина" [The Green Pearl]),
"Львица: Мадук" [Lyonesse: Madouc] (1989; Всемирная премия фэнтези-90);

последняя начатая В. серия - "Хроники Кадвала":
"Станция Араминта" [Araminta Station] (1987),
"Экке и Старая Земля" [Ecce and Olde Earth](1991),
"Трой" [Throy] (1992).

Лучшие р-зы В. представлены в сб. - "Восемь фантазий и магий" [Eight Fantasms and Magics] (1969), "Лучшее Джека Вэнса" [The Best of Jack Vance] (1976), "Зеленая магия: фантастические земли Джека Вэнса" [Green Magic: The Fantasy Realms of Jack Vance] (1987), "Замок Иф" [Chateau d'If] (1990; рус.1992), "Когда взошли пять лун" [When the Five Moons Rise](1992). На рус. яз. переведены:
"Возвращение людей" (19..; рус.1991),
"Гнусный Макинч" (1948; рус. 1988),
"Гончары Ферска" (19..; рус.1991),
"Додкин при деле" (1959; рус. 1990),
"Звуки" (19..; рус.1991),
"Зеленая магия" (19..; рус.1992),
"Колдун Мазириан" (19..; рус.1991),
"Маскарад на Дикантропусе" (19..; рус.1992),
"Митр" (19..; рус.1991),
"Силь" (19..; рус.1991),
"Создатели чуда" (19..; рус.1992),
"Творец миров" (19..; рус.1992),
"Удар милосердия" (195.; рус.1988),
"Узкая полоса" (19..; рус.1992),
"Шум" (19..; рус.1992).

Переводы произв. В. составили сб. -
"Вечная жизнь" (рус.1992),
"Глаза чужого мира" (рус.1992),
"Звездный король" (рус.1992).

Вл.Г.

Др. соч.:
"Космический пират" [The Space Pirate] (1950; 1953; сокр. 1962 - "Пять золотых лент" [The Five Gold Bands]; доп. 1980).
"Вандалы пустоты" [Vandals of the Void] (1953).
"Рабы Клау" [Slaves of the Klau] (1952 - "Планета проклятых"; сокр. 1958; доп. 1982 - "Золото и сталь" [Gold and Iron]).
"Сын Дерева" [Son of the Tree] (1951; 1964; рус.1992); вместе с романами "Дома Изма" [The Houses of Iszm](1954; 1964; рус.1992 - "Дома Исзма") и "Мозги Земли" [The Brains of Earth] (1966; др. - "Нопальгарт" [Nopalgarth]) - объединены в сб. "Нопальгарт" [Nopalgarth] (1980).
Сб. "Будущее напряженно" [Future Tense] (1964; др. - "Пыль далеких солнц" [Dust of Far Suns]).
Сб. "Промежуточный мир" [The World Between] (1965; др. - "Лунная моль" [The Moon Moth]).
"Чудовища на орбите" [Monsters in Orbit] (1952 - "Станция Эберкромби" и "Цыплята Чолуэлла"; сокр. 1965).
"Эмфирио" [Emphyrio] (1969).
Сб. "Миры Джека Вэнса" [The Worlds of Jack Vance] (1973).
"Серый принц" [Gray Prince] (1974).
"Маска: Тэйри" [Maske: Thaery] (1976).
"Галактический вершитель" [Galactic Effectuator] (1980).
Сб. "Потерянные луны" [Lost Moons] (1982).
Сб. "Узкая земля" [The Narrow Land] (1982).
Сб. "Свет одинокой звезды" [Light from a Lone Star] (1985).
Сб. "Темная сторона Луны: рассказы будущего" [The Dark Side of the Moon: Stories of the Future] (1986).
Сб. "Фактор роста" [The Augmented Agent] (1986).

Лит.:
Richard Tiedman "Jack Vance, Science Fiction Stylist" (1965).
"Jack Vance" (ed. by Tim Underwood & Chuck Miller) (1980).
Jack Rawlins "Demon Prince: The Dissonant Worlds of Jack Vance" (1986).
Dan Temianka "The Jack Vance Lexicon: From Ahulph to Zipangote" (1992).


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.