ШЕЛЛИ (SHELLEY), Мэри Уоллстонкрафт

(1797-1851)

Выдающаяся англ. писательница, по мнению мн. критиков, основоположница совр. НФ. Род. в Лондоне (дочь философа и писателя Уильяма Годвина и одной из первых феминисток - Мэри Уоллстонкрафт), формального образования не получила. Драмы в жизни Ш. начались в ранней юности, когда она, влюбившись в выдающегося англ. поэта Перси Биши Шелли, бежала с ним в Швейцарию и спустя два года вышла за него замуж (жена поэта к тому времени покончила жизнь самоубийством); после трагической гибели мужа, утонувшего во время прогулки на яхте, Ш. воспитывала детей и занималась лит. деятельностью.

В истории НФ имя Ш. обессмертил ее первый роман, написанный в Швейцарии, где Ш. отдыхала вместе с будущим мужем и его другом - выдающимся англ. поэтом Джорджем Гордоном Байроном (четвертым членом компании был личный врач Байрона Джон Полидори). От нечего делать друзья принялись за сочинение совр. "романа о духах и ужасах"; у обоих поэтов ничего не получилось, Д. Полидори написал ничем не выделявшийся роман "Вампир" [The Vampyre] (1819), а из-под пера Ш. вышла одна из самых замечательных книг "готической" и, как выяснилось, НФ лит-ры - роман "Франкенштейн, или Современный Прометей" [Frankenstein, or The Modern Prometheus] (1818; испр. 1831; рус. 1965); первые изд. выпущены анонимно.

В основе сюжета - открытие молодого швейц. ученого Виктора Франкенштейна, научившегося с помощью электричества оживлять мертвые ткани (см. Биология, Изобретения и открытия, Медицина, Энергия); однако сконструированное и оживленное им чудовище, вначале невинное, вскоре требует от своего Создателя подарить ему также искусственную "Еву", а получив отказ, принимается крушить все подряд, убивает жену и брата ученого, после чего исчезает в арктических льдах. Написанное еще целиком в стиле готического романа, произв. Ш. оказалось революционным в том смысле, что впервые представило читателям филос. драму Творца, в роли к-рого на сей раз выступает человек эры тех. прогресса (см. Концептуальный переворот, Наука); позже выявились "религ." и "кибернетическая" подоплеки романа, связанные с проблемой свободы воли у искусственного, но разумного существа (см. Андроиды, Кибернетика, Разум, Религия). Совр. НФ лит-ра с энтузиазмом "экспроприировала" образ взбунтовавшегося искусственного создания для более прагматических целей, без конца обыгрывая возбуждающий "франкенштейнов синдром" роботов НФ; кинофантастика же обзавелась одной из самых поп. своих "масок". В целом влияние романа Ш. на последующее развитие мировой НФ, в особенности на фантастику о роботах (более широко - о творцах тех. прогресса и их ответственности за результат собственной деятельности), а также на амер. кинофантастику (см. "Франкенштейн") трудно переоценить. В своей истории НФ, "Шабаш на триллион лет" Б. Олдисс выводит из романа Ш. вообще всю совр. НФ.

В тени всемирной славы "Франкенштейна" невольно оказался второй, в худож. отношении не менее впечатляющий НФ роман Ш. - "Последний человек" [The Last Man] (1826), также давший рождение одной из поп. тем этой лит-ры (см. Последний человек на Земле); в романе описана глобальная катастрофа (эпидемия), уничтожившая почти все население Земли (см. Медицина, Мир после катастрофы).

Вл.Г.

Лит.:
Muriel Spark "Child of Light; A Reassessment of Mary Wollstonecraft Shelley" (1951; rev. 1987 - "Mary Shelley: A Biography").
Elizabeth Nitchie "Mary Shelley: Author of Frankenstein" (1953).
Eileen Bigland "Mary Shelley" (1959).
R. Glynn Grylls "Mary Shelley: A Biography" (1969).
Christopher Small "Ariel Like a Harpy: Shelley, Mary and Frankenstein" (1972; др. - Mary Shelley's Frankenstein: Tracing the Myth").
William A. Walling "Mary Shelley" (1972).
Donald F.Glut "The Frankenstein Legend: A Tribute to Mary Shelley and Boris Karloff" (1973).
Margaret Leighton "Shelley's Mary: A Life of Mary Godwin Shelley" (1973).
Claire Tomalin "The Life and Death of Mary Wollstonecraft" (1974).
Radu Florescu "In Search of Frankenstein" (1975).
Martin Tropp "Mary Shelley's Monster" (1975).
Martin Tropp "Mary Shelley's Monster; The Story of "Frankenstein" (1976).
Peter Haining "The Frankenstein File" (1977).
Jane Dunn "Moon in Eclipse: A Life of Mary Shelley" (1978).
Janet Harris "The Woman Who Created Frankenstein: A Portrait of Mary Shelley" (1979).
David Ketterer "Frankenstein's Creation: The Book, The Monster, and Human Reality" (1979).
"The Endurance of Frankenstein: Essays on Mary Shelley's Novel" (ed. by George Levine & U.C.Knoepflmacher) (1979).
Harold Bloom "Mary Shelley" (1985).
Samuel Holmes Vasbinder "Sciientific Attitudes in Mary Shelley's Frankenstein" (1985).
William Veeder "Mary Shelley & Frankenstein: The Fate of Androgyny" (1986; rev. 1989).
Mary K.Patterson Thornburg "The Monster in the Mirror: Gender and the Sentimental/Gothic Myth in Frankenstein" (1987).
Anne Koestelantz Mellor "Mary Shelley: Her Life, Her Fiction, Her Monsters" (1988).
Allene Stuart Phy "Mary Shelley" (1988).
Emily W. Sunstein "Mary Wollstonecraft Shelley: Romance and Reality" (1989).
Judith Chernaik "Love's Children" (1992).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. "Драма созидателя"


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.