ШОУ (SHAW), Джордж Бернард

 
(1856-1950)

Выдающийся англ. прозаик-сатирик, драматург, журналист, лит. и муз. критик, общественный деятель, более известный произв. др. жанров; классик англ. и мировой лит-ры 20 в. Род. в Дублине (Ирландия), не окончив школы, начал работать в конторе по продаже недвижимости, переехав в Лондон, вначале перебивался случайным заработком, а позже активно сотрудничал в ведущих газетах; рано начал писать, быстро завоевав славу одного из крупнейших англ. драматургов. Лауреат Нобелевской премии (1925). Активный участник социалистического Фабианского об-ва, объединявшего либеральную интеллигенцию, пацифист.

За свою беспрецедентно долгую лит. карьеру, длившуюся более 70 лет, Ш. не обошел вниманием и филос. фантастику. Элементы фэнтези (правда, без привычного для этого субжанра эскейпизма) встречаются уже в ранних пьесах драматурга (см. Театр НФ) - "Человек и сверхчеловек: комедия и философия" [Man and Superman] (1903), "Андрокл и лев" [Androcles and the Lion] (1916) и др. (см. Мифология в НФ, Сверхчеловек); в "Газетных вырезках" [Press Cuttings] (1909) обсуждается проблема равноправия женщин в близком будущем (см. Женщины в НФ, Социология), а в "Доме, где разбиваются сердца" [Heartbreak House] (1919) представлены картины неизбежного крушения старого мирового порядка (см. Апокалипсис).

Первым по-настоящему НФ произв. Ш. стала пьеса "Назад к Мафусаилу: метабиологическая пенталогия" [Back to Methuselah: A Metabiological Pentatech] (1921), описывающая эволюцию человечества от времен библейского Творения до достижения индивидуального бессмертия и объединения в далеком будущем в некую всеобщую трансцедентальную субстанцию, Мировой Дух (см. Коллективный разум, Мистицизм и оккультизм, Религия, Эсхатология). Элементы сатирической НФ, нацеленной, в осн., на политику, присутствуют в пьесах - "Тележка с яблоками: политическая экстраваганца" [The Apple Cart: A Political Extravaganza] (1930), "Горько, но правда: политическая экстраваганца" [Too True to Be Good: A Political Extravaganza] и "На камнях: политическая комедия" [On the Rocks: A Political Comedy] (обе поставлены в 1932 г., изд. 1932), "Простак с Неожиданных островов: видение Страшного суда" [The Simpleton of the Unexpected Isles: A Vision of Judgement] (1935), "Женева: причудливая страница истории" [Geneva: A Fancied Page of History] (1939); а элементы утопии - в "Жизнерадостных миллиардах" [Buyoant Billions] (1948 - Швейцария). Все пьесы Ш. переведены на рус. яз. и включены в ПС пьес в 6-и тт. (1978-80); ранее также изд. ПСС в 10-и тт. (1910-11).

Среди прозаических произв. Ш. к фэнтэзи можно отнести роман "Приключения чернокожей девушки, искавшей Бога" [The Adventures of the Black Girl in Her Search for God] (1932) и р-зы из сб. "Рассказы, отрывки и стружки" [Short Stories, Scraps and Shavings] (1934).

Вл.Г.

Лит.: (выборочно)
Gilbert Keith Chesterton "George Bernard Shaw" (1909).
Anthone West "George Bernard Shaw "A Good Man Falling Among Fabians" (1950).
E.Fuller "George Bernard Shaw, Critic of Western Morale" (1950).
A.Henderson "George Bernard Shaw, Man of the Century" (1956).
E.Bentley "Bernard Shaw" (1957).
Charles B.Purdom "A Guide to the Plays of Bernard Shaw" (1963).
H.W.Woodbridge "George Bernard Shaw, Creative Artist" (1963).
"George Bernard Shaw. A Collection of Critical Essays" (ed. by R.J.Kaufmann) (1965).
A.M.Gibbs "Shaw" (1969).
H.Pearson "George Bernard Shaw" (19..; рус. 1972 - Х.Пирсон "Бернард Шоу").
С.Динамов "Бернард Шоу" (1931).
А.Аникст "Бернард Шоу" (1956).
З.Гражданская "Бернард Шоу" (1965).
А. Ромм "Джордж Бернард Шоу" (1965).
А.Образцова "Драматургический метод Бернарда Шоу" (1965).
З.Гражданская "Бернард Шоу после Октября" (1966).
А. Ромм "Шоу - теоретик" (1972).
А.Образцова "Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX - XX веков" (1974).
П.Балашов "Художественный мир Бернарда Шоу" (1982).


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.