СТАРДЖОН (STURGEON), Теодор

(псевд. Эдварда Хэмилтона Уолдо) (1918-1985)

Амер. прозаик, один из ведущих авторов "Золотого века" англоязычной НФ. Род. в Стейтен-Айленде (шт. Нью-Йорк), формального образования не получил, рано начав работать: был моряком, коммивояжером, гитаристом, управляющим одним из отелей на о-вах Вест-Индии, бульдозеристом в Пуэрто-Рико, ред. по рекламе, лит. агентом, работником ред. журн. - "Тайм" (Time) и "Форчун" (Fortune). Первая публикация - "Дышащий эфиром" (1939).

Яркая звезда в знаменитом довоен. поколении Д. Кэмпбелла, С. выделяется среди сверстников (наряду с А. Бестером и Р. Брэдбери) гуманитарной направленностью своего тв-ва, во многом предварившего тематические и стилистические искания амер. "Новой Волны ". Органическое сочетание "твердой" (естественнонаучной) НФ и фэнтези (Всемирная премия фэнтези-85 "за общий вклад в развитие жанра"), глубокий интерес к психологии, богатству человеческих и "нечеловеческих" взаимоотношений, нежелание следовать неписанным табу НФ, - все это проявилось уже в ранних р-зах С.

Его произв. короткой формы составили сб. -
"Оно" [It] (1948),
"Никакого волшебства" [Without Sorcery] (1948; сокр. 1961 - "Не без волшебства" [Not Without Sorcery]),
"В единороге разнообразие" [E Pluribus Unicorn] (1953),
"Путь домой" [A Way Home] (1955; сокр. 1956; др. - "Гром и розы" [Thunder and Roses]),
"Икра" [Caviar] (1955),
"Прикосновение странного" [A Touch of Strange] (1958; сокр. 1959),
"Чужаки-4" [Aliens 4] (1959),
"Извне" [Beyond] (1960),
"Старджон на орбите" [Sturgeon in Orbit] (1964),
"...Ужас мой велик, а с младенцем будет трое" [...And My Fear Is Great / Baby Is Three] (1965),
"Радостное вторжение" [The Joyous Invasion] (1965),
"Сиянье звезды" [Starshine] (1966),
"Старджон жив и здоров..." [Sturgeon Is Alive and Well...] (1971),
"Миры Теодора Старджона" [The Worlds of Theodore Sturgeon] (1972),
"Сюда, к мольберту" [To Here and the Easel] (1973),
"Кейс и мечтатель" [Case and the Dreamer] (1974),
"Видения и приключения" [Visions and Venturers] (1978),
"Взросление" [Maturity] (1979),
"Звезды - это Стикс" [The Stars Are the Styx] (1979),
"Золотой завиток" [The Golden Helix] (1979),
"Медленная скульптура" [Slow Sculpture] (1982),
"Чужой груз" [Alien Cargo] (1984);
посмертный сб. "Прикосновение к Старджону" [A Touch of Sturgeon] (1987 - под ред. Д. Прингла).

В амер. фантастику С. (наряду с Ф. Фармером) вошел как ниспровергатель прежде всего "сексуальных" предрассудков (см. Секс и эротика). НФ взгляд на гомосексуализм предложен в р-зах "Мир вполне мог погибнуть" (1953) и "Случай с зеленой мартышкой" (1957); в новелле "Если все мужчины братья, разрешишь ли ты кому-нибудь из них жениться на твоей сестре?" (1967) описана инопланетная утопия, основанная на инцесте (см. Биология); в р-зе "Противоположный пол" (1952) инопланетянин, бисексуал и симбиот, "просвещает" двух землян-влюбленных (не подозревавших об иных возможностях), а в р-зах - "Ураганное трио" (1955) и "Правило трех" (1951) - также с помощью пришельцев счастливо разрешается любовный треугольник. Мн. р-зы, теплые и человечные (хотя не без оттенка сентиментальности) посвящены любви: она побеждает рак - в р-зе "Раз заботишься - значит любишь" (1962) (см. Анабиоз, Клоны, Медецина); рак можно победить и с помощью искусства - "Медленная скульптура" (1970; "Хьюго"-71; "Небьюла"-71; рус. 19.., 1993); в р-зе "Летающая тарелка одиночества" (1953) любовь соединяет два одиноких сердца - земной женщины и инопланетянина (см. Женщины в НФ); в р-зах "Прикосновение твоих рук" (1953) и "Необходимости" (1960) истинная любовь немыслима без телепатии.

Детям (в т. ч. инопланетным) посвящены классические р-зы - "Крошка и чудовище" (1947; рус. 1972) и "Ракета Мяуса" (1946; рус. 1970). Мечтательность и фантазия могут оживить человека даже после тысячелетнего сна - "Кейс и мечтатель" (1972) (см. Анабиоз), а простое чувство юмора предотвращает конфликт между двумя цивилизациями - "Особая способность" (1951; рус.1965). В классическом р-зе об ученом -Создателе, "Бог микрокосмоса" (1941; рус. 1961), микроскопические обитатели искусственной вселенной, эволюционировав, защищают своего творца (см. Масштабы пространственные и временные в НФ, "Пантропия", Эволюция). Умерший музыкант - герой новеллы "Умри, маэстро, умри!" (1947) - возрождается в музыке (см. Бессмертие, Искусство). Др. р-зы С. не столь светлы, в них сильны элементы жанра "ужасов": в классической истории об "одержимой" машине, "Убийдозер!" (1944) земной механизм, подвластный инопланетянину, терроризирует и убивает людей; в "Медвежонке профессора" (1948) эту роль играет "злой" игрушечный медвежонок, управляемый кошмарными мыслями, идущими из сознания детей; "Гром и розы" (1947; рус.1991 - "Громы и розы") - яркий пример НФ о ядерной войне.

На рус. яз. также переведены:
"Бизнес на страхе" (1956; рус.1984),
"Бритва Оккама" (1971; рус. 1989),
"Время - назад" (19..; рус.1992),
"Дело Верити" (19..; рус.1976),
"Дом с привидениями" (19..; рус.1991),
"Золотое яйцо" (1954; рус. 1976),
"Искусники планеты Ксанаду" (1956; рус.1966; 1969),
"Ключ от неба" (1957; рус. 1990).
"Мистер Костелло, герой" (19..; рус.1991),
"Оно" (19..; рус.1992),
"Сверхоружие" (19..; рус.1991).

Первый роман С., "Сны самоцветов" [The Dreaming Jewels] (1950; др. - "Синтетический человек" [The Synthetic Man]), совмещает "твердую" (естественнонаучную) НФ с "романом ужасов": сновидения инопланетных кристаллов материализуются в гуманоидов-уродцев, к-рых подбирает замышляющий недоброе владелец бродячего цирка; однако один из уродцев с помощью любимой девушки убивает злодея (и приходит к пониманию, что человечность в меньшей степени определяется биологией, а в большей - общением с людьми, жизнью в человеческом сооб-ве). Лучший и самый известный роман С. - "Больше чем люди" [More Than Human] (1952 - "А с младенцем будет трое"; доп. 1953; Междунар. премия по фантастике-54; рус. 1996) - классическая иллюстрация НФ гештальт-психологии; пятеро сверходаренных детей с помощью телепатии, телекинеза и др. форм экстрасенсорного восприятия образуют симбиотическое целое (Homo gestalt), что помогает им выстоять во враждебном по отношению к "выродкам" мире (см. Коллективный разум, Сверхчеловек, Симбиоты). В спорном "иконоборческом" романе "Венера плюс икс" [Venus Plus X] (1960) С. вновь возвращается к мысли об утопии, построенной на основе иной сексуальности: землянин 20 в., попавший на планету бисексуалов, не способен подняться над внушенными с детства моральными нормами; следовательно, земная цивилизация в целом не готова к утопии - пока не справится с внутренними конфликтами, проистекающими от полового неравенства (см. Инопланетяне, Секс и эротика).

Вл.Г.

Др. соч.:
"Космическое насилие" [The Cosmic Rape] (1958 - "Жениться на медузе"; 1958).
"Тело Господне" [Godbody] (1986).
"Горшок Пруци" [Pruzy's Pot] (1972; 1986).

Лит.:
Lucy Menger "Theodore Sturgeon" (1981).
Lahna F. Diskin "Theodore Sturgeon" (1981).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. "Больше чем фантаст" (из кн. Т. Старджон. "Избранное" в 2-х тт. М., "Полифакт", 1996)


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.