СТЭПЛДОН (STAPLEDON), Олаф

(Уильям) Олаф (1886-1950)

Англ. прозаик и ученый-философ, один из самых смелых мыслителей-футурологов в совр. НФ. Род. в деревне недалеко от Уолласи (гр. Чешир), закончил Байольский колледж в Оксфорде, дисс. защитил в Ливерпульском ун-те. Во время первой мировой войны, будучи принципиальным пацифистом, служил братом милосердия в квакерском походном госпитале во Франции; работал в судострительной компании отца в Порт-Саиде (Египет), преподавал на вечерних курсах, созданных при Ливерпульском ун-те Ассоциацией рабочего образования, в том же ун-те занял пост проф. психологии и философии. Автобиогр. эссе - "Юность и завтрашний день" [Youth and Tomorrow] (1946); также автобиографичен роман "Человек Разделенный" [A Man Divided] (1950).

Один из ярких и по сущ. непризнанных философов 1-ой пол. 20 в., создатель оригинальной "космич. этики" (варианта телеологии), во мн. созвучной аналогичным филос. построениям Пьера Теяйра де Шардена, В.Вернадского и др. "космистов", С. пропагандировал свои идеи и через НФ (см. Философия) - в частн., моральную ответственность, проистекающую из наличия "высшей цели" в космосе; чувство общности (community) со всеми иными носителями разума; мистический экстаз от интуитивного осознания вселенского совершенства и т.п. Не будучи от природы сильным писателем (все его "романы" по сути - лишь слабобеллетризованные филос. и публицистические трактаты), С. смог - в осн., за счет беспрецедентных в мировой НФ масштабов изображаемого и неуемности фантазии, - стать одной из самых заметных фигур в этой лит-ре на промежуточном этапе нач. столетия (расположившись хронологически между великими основоположниками - Ж. Верном и Г. Уэллсом, с одной стороны, и "Золотым Веком" англоязычной НФ - с др.), высокопочитаемой мн. интеллектуалами, от Г. Уэллса и Д. Пристли до Б. Олдисса и С. Лема.

В самом знаменитом и самом объемном романе С., "Последние и первые люди: история близлежащего и далекого будущего" [Last and First Men: A Story of the Near and Far Future] (1930), поначалу вызвавшем сенсацию, но со временем почти позабытом, нарисована, вероятно, первая - и бесспорно самая масштабная - история будущего, простирающаяся на 2 млрд лет эволюции. разума на Земле и в Солнечной системе (см. Близкое будущее, Далекое будущее, Масштабы пространственные и временные в НФ). Наша цивилизация занимает на шкале лишь ничтожный сегмент (Первые Люди), вершиной этой эволюционной ступени стали Сократ (поиск истины) и Иисус (жертвоприношение себя во искупление всех грехов человечества); а повествование ведется от имени одного из последних - Восемнадцатых Людей. Богатая, хотя и спорная (эпизод с "целесообразным" уничтожением аборигенов на Венере, куда переселились Пятые Люди) история планетарной инженерии "снабдила всю последующую мировую НФ удобным каталогом-шпаргалкой сюжетов и тем" (С. Лем). К этому надо добавить пионерскую разработку С. - в т. ч., в еще более грандиозной эпопее - "Создатель звезд" [Star Мaker] (1937), к-рую критики позволяют себе "серьезно сравнивать с "Божественной комедией" Данте (М.Эдлард) - десятки, если не сотни поп. тем НФ (нашедших отражение в данной Энциклопедии), от андроидов до ядерной войны (см. Астроинженерия, Бессмертие, Внеземная жизнь, Война, Живые миры, Инопланетяне, Киборги, Коллективный разум, Контакт, Мутанты, Освоение космоса, Параллельные миры, Путешествия во времени, Религия, Чудовища, Экстрасенсорное восприятие). На сей раз фантазия автора забирается в области космологии, рисуя не историю разума, но историю вообще Вселенной, "пропитанной" этим разумом в самых фантаст. и экзотических формах. К двум указанным книгам примыкает менее интересный и значительно более камерный роман "Последние люди в Лондоне" [Last Men in London] (1932), а также посмертно изданные фрагм. незаконченной книги "Создатель туманностей" [Nebula Maker] (1976); вместе со сб. эссе "Четыре встречи" [Four Encounters] (1976) включены в сб. "Создатель туманностей" и "Четыре встречи" [Nebula Maker and Four Encounters] (1983).

Др. романы С. более "литературны", хотя и вызвали меньший успех. Герой романа "Странный Джон: нечто среднее между шуткой и правдой" [Odd John: A Story Between Jest and Earnest] (1935) - мутант-сверхчеловек, чьи злоключения в мире "нормальных" людей описаны с теплотой и человечностью; еще более "человечной", как ни парадоксально, оказалась история пса, к-рому "привили" разум, сознательность и чувственность, - роман "Сириус: фантазия о любви и разладе" [Sirius A Fantasy of Love and Discord] (1944) (см. Зоология фантастическая). НФ произв. С. включены в сб. - "К концу времен: лучшее Олафа Стэплдона" [To the End of Time: The Best of Olaf Stapledon] (1953 - под ред. Б.Дэвенпорта), "Зов далекого будущего: отдельные научно-фантастические рассказы и фантазии Олафа Стэплдона" [Far Future Calling: Uncollected Science Fiction and Fantasies of Olaf Stapledon] (1979 - под ред. С.Московица); ряд тем НФ также присутствует в филос. книгах С. - "Тьма и свет" [Darkness and the Light] (1942), "Из смерти в жизнь" [Death into Life] (1946) и "Пламя" [The Flames] (1947); две последние, вместе со сб. "Старый человек в новом мире" [Old Man in New World], включены в сб. "Миры удивительного" [Worlds of Wonder] (1949).

Вл.Г.

Лит.:
Roger Brunet "The Mystic Vision of Olaf Stapledon" (1968).
Patrick A. McCarthy "Olaf Stapledon" (1982).
Leslie А. Fiedler "Olaf Stapledon: A Man Divided" (1983).
"Talking Across the World" (ed. by Robert Crossley) (1987).
Curtis C. Smith "Olaf Stapledon and His Critics" (1988).
Patrick A. McCarthy, Charles Elkins & Martin H.Greenberg "The Legacy of Olaf Stapledon" (1989).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. "Летописец вечности" (из кн. "Наука и человечество, 1992-1994", М., "Знание", 1994)


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.