СИЛВЕРБЕРГ (SILVERBERG), Роберт


(1935-)

Амер. прозаик и ред., один из самых ярких представителей амер. "Новой Волны". Род. в Нью-Йорке, там же окончил Колумбийский ун-т, редактировал ряд журналов НФ и серию оригинальных ант. "Новые измерения" (New Dimensions); с 1953 г. - професс. писатель: кроме НФ, успешно писал науч.-поп. книги для детей (по продуктивности уступая только А. Азимову - всего в активе С. более 100 НФ и более 60 науч.-поп. книг). Первая НФ публикация - "Планета Горгона" (1954). Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1967-68). Живет в Сан-Франциско (шт. Калифорния). Автобиогр. эссе включено в сб. биографий "Картографы Ада" [Hell's Cartographers] (1975 - под ред. Г. Гаррисона и Б. Олдисса ).

Начиная с романа "Восстание на Альфе-С" [Revolt on Alpha C] (1955), С. в течение 10 лет со скоростью конвейера выпустил без малого два десятка проходных коммерческих романов (большинство вышло на рынок как детская НФ) и сотни р-зов, заслужив репутацию не только одного из самых плодовитых, но и самых многообещающих молодых авторов НФ (спец. премия "Хьюго" -56); "поточная продукция" С. выходила под мн. псевд. Однако спустя десятилетие С. совершил уникальную эволюцию от рядового ремесленника до элитарного лидера "Новой Волны ", автора интеллектуальной НФ прозы, густо насыщенной мифологической и культурологической символикой (см. Мифология в НФ).


Яркий талант стилиста и визионера проявился сначала в р-зах и повестях С., включенных в сб. -
"Следующая остановка - звезды" [Next Stop the Stars] (1962),
"Божественные, убирайтесь домой" [Godling Go Home] (1964),
"К внешним мирам" [To Worlds Beyond] (1965),
"Игла в стогу времени" [Needle in a Timestack] (1966),
"Калиброванный аллигатор" [The Calibrated Alligator] (1969),
"Тринадцатое измерение" [Dimension Thirteen] (1969),
"Парсеки и притчи" [Parsecs and Parables] (1970),

"Омнибус Роберта Силверберга" [The Robert Silverberg Omnibus] (1970),
"Кубический корень из неопределенности" [The Cube Root of Uncertainty] (1971),
"Лунные папоротники и звездные песни" [Moonferns and Starsongs] (1971),
"Путешествие в реальность и иные невероятности" [The Reality Trip and Other Implausibilities] (1972),
"Другая тень Земли" [Earth's Other Shadow] (1973; рус. 1991 - "Другие тени Земли"),
"Долина за границей времени" [Valley Beyond Time] (1973),
"Незнакомая территория" [Unfamiliar Territory] (1973),
"Танец Солнца" [Sundance] (1974),
"Рожденный вместе с мертвыми" [Born with the Dead] (1974),
"Пир Святого Диониса" [The Feast of St.Dionysus] (1975),
"Рассвет на Меркурии" [Sunrise on Mercury] (1975),
"Лучшее Роберта Силверберга" [The Best of Robert Silverberg] (1976),
"Игры Козерога" [Capricorn Games] (1976),
"Берега завтрашнего дня" [The Shores of Tomorrow] (1976),
"Лучшее Роберта Силверберга, том 2" [The Best of Robert Silverberg, Volume Two] (1978).

В повестях и р-зах первых двух десятилетий творческой деятельности С. легко переходит от традиционных тем "твердой" (естественнонаучной) НФ к фантастике "гуманитарной", характерной для "Новой Волны". В р-зе "Пассажиры" (1968; "Небьюла"-69; рус. 1990) прослеживается история землян, чьи тела захвачены инопланетянами; приближение и падение на черную дыру разрушает личность героя в р-зе "К чёрной звезде" (1968; рус.1991) (см. Астрономия и Астрофизика, Гравитация, Психология). Проблемам криминологии будущего посвящен р-з "Увидеть невидимку" (1963; рус. 1971; 1984; др. - "Наказание") - преступников подвергают наказанию "невидимостью" (см. Человек-невидимка); в "Железном канцлере" (1958; рус. 1990) по-нов. раскрывается "франкенштейнов комплекс" робота, а в "Озимандии" (1958; рус. 1990) - комплекс милитаристский (см. Война).

Одна из любимых тем С. - бессмертие и перевоплощения: в повести "Рожденный вместе с мертвыми" (1974; "Небьюла"-74) живые взаимодействуют с воскресшими (с помощью новейшей технологии) из мертвых; соц. последствия возвращения к жизни умерших исследованы также в романе "Возвращенный к жизни" [Recalled to Life] (1958; 1962; испр. 1972). Также постоянной темой С., решаемой в сатирическом ключе и вполне серьезно, является религия: в тонкой иронической новелле "Добрые вести из Ватикана" (1970; "Небьюла"-71; рус. 1989) Римским папой впервые избирается робот, а обретшие разум приматы из р-за "Папа и шимпанзе" (1982; рус. 1990; др. - "Пастырь") озабочены поиском веры (см. Зоология фантастическая); религ. символизмом проникнута и переусложненная, но стилистически совершенная повесть "Пир Святого Диониса" (1972). Ряд р-зов посвящен скуке и бездуховности сверхрационального мира: в нем нет места художникам и искусству - в р-зе "Талантливый человек" (1955; рус. 1990 - "Скрытый талант"; др. - "Скрываемый дар"); рутинные туристические путешествия во времени уничтожили таинственную притягательность легенд и мифов - в р-зе "Когда исчезли мифы" (1969; рус.1991 - "Когда нас покинули мифы"; др. - "После того, как не нужны нам стали мифы") (см. Мифология в НФ, Спорт и досуг); телевидение дает возможность праздным зрителям испытывать все ощущения героев на экране - в "Торговцах болью" (1963; рус. 1976), а те же экскурсии в прошлое - наблюдать воочию Апокалипсис - в р-зе "Как мы ездили смотреть конец света" (1972; рус. 1981; др. - "Конец"); уже в близком будущем. ученым -антропологам останется исследовать иные культуры только в воображении (за отсутствием на "технол." Земле каких-либо культур вообще) - в р-зе "Шварц меж галактик" (1974) (см. Антропология). Поздние р-зы и повести С. включены в сб. - "Песни лета" [The Songs of Summer] (1979), "Мир тысячи красок" [World of a Thousand Colors] (1982), "Коктейль на всю катушку" [The Conglomeroid Cocktail Party] (1984), "Вне безопасной зоны" [Beyond the Safe Zone] (1986). Кроме того, в 1992 г. начался выпуск многотомного Собр. р-зов С. (т.1 - 1992). Из последних произв. короткой формы выделяются: повесть "Входит солдат. Позже: входит другой" (1989; "Хьюго" -90), короткие повести - "Чаевые на черепахе" (1991) и "Последний оставшийся в живых ветеран Войны за Сан-Франциско" (1991), р-зы - "Зона клонов" (1991) и "Застава Империи" (1991).

На рус. яз. также переведены р-зы:
"Абсолютно невозможно" (1959; рус. 1985),
"Археологические находки" (1957; рус. 1990),
"Будущие марсиане" (1957; рус. 1990),
"Ветер и дождь" (1973; рус. 1989),
"В ожидании землетрясения" (19..; рус.1992),
"В ожидании катастрофы" (1982; рус. 1990),
"Влюбленный Измаил" (19..; рус.1991),
"Волшебница Азонды" (19..; рус. 199?),
"Вот сокровище..." (19..; рус.1990; др. - "Сокровище"),
"Два сапога - пара" (1959; рус. 1990; др. - "Одного поля ягоды"),
"Двойная работа" (1956; рус. 1990; др. - "Двойной вызов"),
"Деловая хватка" (1956; рус. 1990),
"Долина вне времени" (19..; рус. 1992),
"Джанни" (1984; рус. 1990),
"Звероловы" (1956; рус.сокр. 1983),
"Как всё было, когда не стало прошлого" (19..; рус. 1991),
"Как хорошо в вашем обществе" (1970; рус. 1986),
"Кредитная лавка Компании" (1961; рус. 1982; 1988; др. - "Честный контракт", "Контракт"),
"Меж двух миров" (1984; рус. 1990),
"Мухи" (19..; рус.1991),
"...На Вавилон" (19..; рус. 1990),
"На дальних мирах" (1966; рус. 1990),
"На Земле хорошо, а дома лучше" (1959; рус. 1990),
"На перепутье" (19..; рус.1990),
"Нейтральная планета" (1957; рус. 1990),
"Одиночное заключение" (19..; рус.1988),
"Осушитель" (19..; рус.1991),
"Пересадочная станция" (1981; рус. 1990),
"Рукою владыки" (1958; рус. 1990),
"Сезон мутантов" (1973; рус. 1990),
"Слабак" (1957; рус. 1990),
"Танец Солнца" (1969; рус. 1990; др. - "Пламя и молот" (19..; рус.199?),
"Плата за смерть" (19..; рус.199?),
"Пляска"),
"Полночь во дворце" (19..; рус.1992),
"Потихоньку деградируя" (19..; рус.1991),
"Смерть труса" (19..; рус.199?),
"Телефонный звонок" (1968; рус. 1990),
"Тихий вкрадчивый голос" (1960; рус. 1967),
"Тру-ру-ру" (1975; рус. 1988),
"Хранилище веков" (1969; рус. 1990);
"Что мы узнали из утренней газеты" (19..; рус.1991),
"Что-то ужасное вырвалось на волю" (19..; рус.1991),
"Шестой дворец" (19..; рус.1991).

Большинство переводов составио сб. - "На дальних мирах" (1990), "Всемогущий атом" (рус.1992), "Стархэвен" (рус.1992).

Из ранних романов С. выделяются: "Хозяин жизни и смерти" [Master of Life and Death] (1957; рус. 1993), посвященный проблемам перенаселения (см. Демография); автор вернулся к теме в более поздних р-зах, объединенных под одной обложкой как "Мир изнутри" [The World Inside] (1971; рус. 1992 - "Вертикальный мир"); и "Вторжение с Земли" [Invaders from Earth] (1958 - "Мы - мародеры"; 1958; рус. 1986; 1987 - "Пришельцы с Земли"), посвященный политич. драме, связанной с колонизацией Ганимеда (см. Освоение космоса, Политика, Солнечная система). В 1960 г. С. практически прекратил писать НФ, ограничившись переписыванием ранее изд. романов. Но в конце десятилетия писатель удивил и читателей, и критиков, "выстрелив" серию из сложных и ярких по идеям и стилистике романов.

Герои "Станции Хоуксбилл" [Hawksbill Station] (1967; 1968; др. - "Наковальня времени" [The Anvil of Time]; рус.1992 - "Лагерь "Хауксбиль") из близкого будущего отправляются отбывать наказание в кембрийской эпохе (см. Криминология); путешествиям во времени и возникающим при этом "хроноклазмам" посвящены также романы - "Маски времени" [The Masks of Time] (1968; др. - "Ворнан-19" [Vornan-19]; рус. 1993) и "Вверх по линии" [Up the Line] (1969; рус.199?); герой последнего развлекается тем, что соблазняет своих прямых предков по женской линии (см. Секс и эротика). Мистические и оккультные элементы занимают заметное место в тв-ве С.: в романе "Шипы" [Thorns] (1967) - это "психический вампиризм" (см. Психология, Мистицизм и оккультизм); в повести "Крылья ночи" (1968; "Хьюго" -69; рус.1992 - "Ночные крылья"), переделанной в роман "Крылья ночи" [Nightwings] (1969), рассказана лирическая история инопланетного вторжения, к-рое завершается символической жертвой и последующим воскрешением гл. героя (см. Бессмертие); теме бессмертия посвящен роман "Книга черепов" [The Book of Sculls] (1972; рус. 1996); экзотическая культура, в к-рой все подвержено изменениям, а ощущение "самости" считается грехом, описана в романе "Время перемен" [A Time of Changes] (1971; "Небьюла"-72; рус. 1993). "Второе путешествие" [The Second Trip] (1972) - психол. точное описание взаимоотношений между "искусственным" человеком (сознание преступника было "стерто" и заменено др., "правильным") и девушкой-телепатом (см. Криминология, Телепатия); герой др. блестящего романа, "Умирая изнутри" [Dying Inside] (1972; рус. 1993), - тоже телепат, чей дар неотвратимо слабеет; наоборот, в романе "Стохастический человек" [The Stochastic Man] (1975) герой вырабатывает и успешно развивает способность к предвидению будущего. К значительным романам этого периода относятся также: "Вниз, в землю" [Downward to the Earth] (1970; рус. 1993), "Шадрах в очаге" [Shadrach in the Furnace] (1976) и "Стеклянная башня" [Tower of Glass] (1970; рус. 1993); в последнем рассказана нов. история Вавилонской башни, строитель к-рой обожествлен андроидами (см. Боги и демоны, История в НФ, Мессии, Мифология в НФ). Романы - "Книга черепов", "Крылья ночи", "Умирая изнутри" - объединены в один том - сб. "Книга черепов. Крылья ночи. Умирая изнутри" [The Book of Sculls. Nightwings. Dying Inside](1991).

В 1975 г., в самом зените своей карьеры, С. снова замолкает на 5 лет, после чего начинается нов. период сверхпродуктивности. Наиб. успех выпал на долю цикла о принце-изгнаннике Валентине, чьи приключения на детально выписанной гигантской планете Маджипур (см. Миры НФ) сравнимы с аналогичными эпосами Б. Олдисса, Ф. Херберта, Д. Толкина : "Замок лорда Валентина" [Lord Valentine's Castle] (1980; "Локус"-81; рус. 1993; др. - "Замок лорда Валентайна"), cб. "Маджипурские хроники" [Majipoor Chronicles] (1982; рус. 1993; др. - "Хроники Маджипура", "Хроники Маджипуры"), "Папа Валентин" [Valentine Pontifex] (1983; рус. 1993 - "Валентайн Понтифик"). Среди др. произв. последних лет выделяются: история массовых психозов и религ. поисков в "пост-ядерной" Калифорнии - роман "Том О'Бедлам" [Tom O'Bedlam] (1985) (см. Мессии, Мир после катастрофы, Ядерная война); дилогия - "В конце зимы" [At Winter's End] (1988), "Королева весны" [The Queen of Springtime] (1989; др. - "Новая весна" [The New Springtime]); "В Страну Живых" [To the Land of the Living] (1989); "Королевства Стены" [Kingdoms of the Wall] (1992), "Лицо вод" [The Face of the Waters](1991); в последнем романе колонисты с уничтоженной Земли находят приют на планете-океане; повесть "Секретный совладелец" (1987; "Локус" -88) переписана в роман "Секретный совладелец" [The Secret Sharer] (1988).

Увлечение С. историей, культурологией и конструированием миров привело его к масштабной историч. фэнтези - роману "Царь Гильгамеш" [Gilgamesh the King] (1984), повести "Гильгамеш в глуши" (1986; "Хьюго" -87) и повести "Плавание в Византию" (1985; "Небьюла"-85), переписанной в роман "Плавание в Византию" [Sailing to Byzantium] (1985), представляющим образцы высокой прозы и изобретательной фантазии (см. История в НФ). К этой же серии произв. относится роман "Фивы ста врат" [Thebes of the Hundred Gates](1991).

Ряд произв. С. написан в соавт.: с женой Карен Хабер - "Время мутантов" [The Mutant Season] (1989); продолжение - "Первый мутант" [Mutant Prime] (1990) - написано одной К. Хабер; с А. Азимовым - "Приход ночи" [Nightfall] (1990); неск. романов - с Р. Гарретом (см.) под общим псевд. Роберт Рэндалл. Кроме того, в соавт. с А. Азимовым С. фактически переписал р-з последнего, "Уродливый мальчуган" (1958), - в повесть "Дитя времени" [Child of Time] (1991; др. - "Уродливый мальчуган" [The Ugly Little Boy]); а р-з А. Азимова "Человек Двухсотлетия" (1976) - в роман "Позитронный человек" [The Positronic Man] (1992). Лит.-критические выступления С. составили сб. "Миры удивительного Роберта Силверберга" [Robert Silverberg's Worlds of Wonder] (1987)

Вл.Г.

Др. соч.:
"13-й бессмертный" [The 13th Immortal] (1957).
"Чужаки из космоса" [Aliens from Space] (1958 - под псевд. Дэвид Осборн).
"Невидимые барьеры" [Invisible Barriers] (1957 - "И стены пали"; 1958 - под псевд. Дэвид Осборн).
"Дай нам забыть тебя, Земля" [Lest We Forget Thee, Earth] (1958 - под псевд. Калвин Нокс).
"Звездная печь" [Starhaven] (1957 - "Буря над Звездной печью"; 1958 - под псевд. Айвар Йоргенсон; рус.1992 - "Стархэвен").
"Пасынки Земли" [Stepsons of Terra] (1958 - "Тень над звездами"; рус.1992).
"Убийцы планеты" [The Planet Killers] (1957 - "Мир должен умереть"; 1959 - под псевд. Айвар Йоренсон).
"Заговор против Земли" [The Plot Against Earth] (1959 - под псевд. Калвин Нокс).
"Поиск звездолетчика" [Starman's Quest] (1959).
"Затерянная раса на Марсе" [Lost Race of Mars] (1960).
"Курс на столкновение" [Collision Course] (1961).
"Семя Земли" [The Seed of Earth] (1957 - "Ветры Сироса"; 1962).
"Безмолвное вторжение" [The Silent Invaders] (1958; доп. 1963 - под псевд. Калвин Нокс).
"Пропал один из наших астероидов" [One of Our Asteroids Is Missing] (1964 - под псевд. Калвин Нокс).
"Планета Регана" [Regan's Planet] (1964).
"Время Великого Замерзания" [Time of the Great Freeze] (1964).
"Завоеватели из тьмы" [Conquerors from the Darkness] (1957 - "Икра мертвого моря"; 1965).
"Врата миров" [The Gate of Worlds] (1967).
"Планета смерти" [Planet of Death] (1967).
"Те, кто наблюдает" [Those Who Watch] (1967).
"Прыгуны во времени" [The Time Hoppers] (1956 - "Прыгун"; 1967; рус.1992).
"Открыть небо" [To Open the Sky] (1967; рус.1992 - "Откройте небо!"; др. - "Всемогущий атом").
"Через миллиард лет" [Across the Billion Years] (1969; рус. 1993).
"Человек в лабиринте" [The Man in the Maze] (1969; рус. 1990).
"Трое выживших" [Three Survived] (1957; доп. 1969).
"Прожить заново" [To Live Again] (1969; рус.1992 - "Жить снова").
"Всемирная ярмарка 1992 года" [World's Fiar 1992] (1970).
"Сын человеческий" [Son of Man] (1971; рус. 1993).
"Повелитель Тьмы" [Lord of Darkness ] (1983).
"Звезда цыган" [Star of Gypsies] (1986).
Дет. - "Проект "Маятник" [Project Pendulum] (1987).
"Время Льва в Тимбукту" [Lion Time in Timbuctoo] (1990).
"Письма из Атлантиды" [Letters from Atlantis] (1990).

Лит.:
Edgar L.Chapman "Robert Silverberg" (1983).
Thomas D.Clareson "Robert Silverberg" (1983).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. Роберт Силверберг: Из фантастики - с любовью (из "Фантакрим-Мега")


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.