(1954-)
Рус. сов. прозаик, киносценарист и ученый-востоковед, один из самых заметных авторов нов. поколения сов. НФ. Род. в Ленинграде (ныне - СПБ), окончил вост. ф-т Ленингр. ун-та, канд. историч. наук., работает в СПБ филиале Ин-та востоковедения АН. Первая публикация - "Великая сушь" (1979). Чл. СП. Лауреат Гос. премии РСФСР (1986) - за сценарий фильма "Письма мертвого человека" (в соавт. с Б. Стругацким и режиссером К. С. Лопушанским); опубл. как "На исходе ночи" (1985). Живет в СПБ.
Известность Р., одному из самых интересных "выпускников" СПБ семинара молодых фантастов под руководством Б. Стругацкого и семинара в Малеевке, принесли уже первые опубл. р-зы и повести, мн. из к-рых вошли в сб. "Свое оружие" (1990); эмоционально-нервная (иногда на грани "пережима"), высокохудож. и соц. зрелая проза молодого автора быстро выдвинула его в ряды лидеров нов. поколения сов. НФ. В основе р-за-дебюта "Великая сушь" лежит нравственный конфликт поступка (как альтернативы пассивной созерцательности) и непредсказуемых последствий: стремясь помочь эволюции на др. планете, человечество, "одинокое" во Вселенной и мечтающее (пусть и в далеком будущем) о контакте с братьями по разуму, затевает грандиозную планетарную инженерию, в итоге убивая еще не рожденную жизнь (см. Глобальная катастрофа, Экология); нравственная дилемма стоит и перед "нелегалом"-инопланетянином из р-за "Все так сложно" (1984) - он должен подготовить вторжение на Землю, ставшую для него вторым домом.
В одной из лучших отечественных НФ новелл последних десятилетий, "Зима" (1987), ядерная война сталкивает лицом к лицу последнего человека на Земле, убившего своего ребенка (чтобы не продлевать его мучений), и Иисуса Христа, поступившего так же со своими "детьми" (см. Боги и демоны, Мифология в НФ, Религия); миру после (ядерной) катастрофы и приходу нов. мессии посвящена повесть "Первый день спасения" (1986; 1988 - "Пришло время"). Музыкант - герой фантаст. притчи "Носитель культуры" (198.), к-рую можно читать как антифашистскую НФ (в духе "Доктора Фаустуса" Томаса Манна), находит для себя моральные оправдания для коллаборационизма с оккупантами-"крысами" (см. Война, Зоология фантастическая, Искусство, Музыка); интересный и редкий в сов. НФ пример альтернативной истории дан в р-зе "Давние потери" (1990), а классической антиутопии - в р-зе "Не успеть" (1989). Из др. произв. выделяются: "Художник" (1981) (см. Искусство, Первые люди), "Сказка об убежище" (198.), "Ветер и пустота" (1988), а также повесть "Вода и кораблики" (1992).
Одно из немн. крупных произв. Р. - роман "Очаг на башне" (1990) - по сути относится к психол. прозе, НФ изобретение и открытие в нем играет сугубо служебную роль. Действие самого значительного и противоречивого из опубл. произв. Р. - повести "Доверие" (1990) - в далеком будущем, когда коммунистическая утопия на Земле начинает частичную эвакуацию населения на др. планету (Солнце угрожает превратиться в сверхнов. звезду). Действительная цель очередной гигантской "стройки коммунизма" - для строительства армады "звездных ковчегов" экономика планеты полностью перестраивается, серьезно нарушается экология обреченной планеты, и т.п. - известна только считанным высшим руководителям, взявшим на себя всю ответственность за утайку информации (все преподносится как героическая колонизация земноподобной планеты); однако ценой этого становятся нов. невинные жертвы, а в перспективе - превращение утопии в антиутопию (приход на смену "рефлексирующим интеллигентам" энергичного прагматика-диктатора). Сложный клубок нравственно-этических проблем завязан автором изобретательно и бескомпромиссно, оставляя читателя один на один с возможным решением.
Вл.Г.Др. соч.:
"Гравилет цесаревич" (1993).
"Дерни за веревочку" (1996).