РАСС (RUSS), Джоанна

(1937-)

Амер. писательница и ученый-литературовед. Род. в Нью-Йорке, окончила Корнеллский ун-т в Итаке (шт. Нью-Йорк) с дипломом филолога, защитила дисс. в Йельском ун-те (в Нью-Хэйвене, шт. Коннектикут) по совр. драме; преподавала в разл. колледжах и ун-тах, с 1984 г. - проф. Ун-та шт. Вашингтон (Сиэттл), где проживает в наст. время. С 1959 г. - професс. писатель. Первая НФ публикация - "Ни одна из обычных приманок" (1959).

Одна из самых активных представительниц феминистской НФ США, Р. начала с р-зов о девушке по имени Эликс, ставшей изгоем на родной планете из-за радикализма взглядов и в конце концов нашедшей свое призвание в профессии "темпорального агента" (см. Женщины в НФ, Политика, Путешествия во времени); в романе-дебюте "Пикник в раю" [Picnic on Paradise] (1968); она выполняет ответственное задание по спасению группы межзвездных туристов с планеты-курорта (см. Спорт и досуг), где резко изменилась политич. ситуация; вместе с р-зами об Эликс включен в сб. "Эликс" [Alyx] (1976; др. - "Приключения Эликс [The Adventures of Alyx]) Образ активно действующей и самостоятельной героини-спецагента представлен также в романе "Те двое" [The Two of Them] (1978), действие к-рого происходит на планете, где установлена религ. диктатура, напоминающая ислам (см. Религия).

В самом на сегодняшний день сложном и противоречивом произв. Р. - "Женский мужчина" [The Female Man] (1975), "ключевой книге феминистской НФ" (Б.Стейблфорд), героиня сталкивается с тремя альтернативными "версиями" себя самой: из феминистской утопии, из патриархальной антиутопии, а также из мира, где идейная "война полов" привела к наст. вооруженному конфликту (см. Параллельные миры, Секс и эротика); роман отличает исключительная агрессивность автора по отношению к историч. доминирующему "сильному полу". Др. романы Р. - "И хаос умер" [And Chaos Died] (1970) и "Мы, о которых шла речь..." [We Who Are About To...] (1977) - представляются менее значительными; в первом герой (а не героиня, что само по себе редкость для Р.) терпит крушение на планете-колонии, обитатели к-рой с помощью загадочных инопланетян обрели способность к телепатии, телепортации и др. формам экстрасенсорного восприятия (см. Контакт).

Р-зы и повести Р. (мн. посвящены полемике вокруг совр. соц. роли женщины, а также перспектив в будущем) составили сб. - "Занзибарский кот" [The Zanzibar Cat] (1983; испр. 1984), "Не(обычные) люди" [Extra(ordinary) People] (1984), "Скрытая сторона Луны" [The Hidden Side of the Moon] (1987); особенно выделяются р-зы "Когда все изменилось" (1972; "Небьюла"-72; рус.1991), "Загадка молодого джентльмена" (1982), объединяющий темы телепатии и секса и эротики; "Папина девочка" (1975), а также повесть "Души" (1982; "Хьюго"-83; "Локус"-83), в к-рой действие происходит на планете - феминистской утопии без мужчин (см. Биология, Секс и эротика). На рус.яз. переведены: "Никого в доме (1975; рус. 1990 - "Гостья"). "Краткий разговорник для туристов" (1972; рус. 1990), "Наивность" (1975; рус. 1981).

Энергичная деятельность Р. в области лит. критики (той же радикально-феминистской направленности) была оценена в 1988 г. премией "Пилигрим" Ассоциации "Исследователи научной фантастики".

Вл.Г.


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.