РОБЕРТС (ROBERTS), Кит

Кит (Джон Кингстон) (1935-)

Англ. прозаик и художник-график. Род. в Кеттеринге (гр. Нортхэмптоншир), окончил местную школу искусств, учился также в Лестерском худож. колледже. Работал художником-мультипликатором в рекламных агентствах, иллюстратором книги в изд-вах, ред. в журналах НФ - "Сайнс фэнтези" (Science Fantasy) и "СФ импульс" (SF Impulse); с 1972 г. - професс. писатель и художник книги. Первые публикации - "Анита" и "Эскейпизм" (обе - 1964). Живет в Хенли-на-Темзе (гр. Оксфордшир).

Один из ведущих англ. авторов НФ 1960-70-х гг., названный критиками "Томасом Харди фантастики" (Дуглас Барбур), Р. наиб. силен в р-зах, мн. из к-рых образуют связанные циклы. Единственный НФ роман писателя (в строгом смысле слова) - это "Фурии" [The Furies] (1966), традиционное брит. повествование о глобальной катастрофе - в результате неудачного ядерного испытания - нашествии гигантских ос (см. Зоология фантастическая, Ядерная энергия). Герой цикла объединенных общей темой р-зов, "Меловые гиганты" [The Chalk Giants] (1974), также спасается на юге Англии от глобальной катастрофы (на этот раз - неясного характера), а сам цикл представляет собой мрачную и мощную филос. аллегорию на тему неизбежного сползания цивилизации из "пост-катастрофического" хаоса в варварство (см. Мир после катастрофы, Оптимизм и пессимизм, Энтропия).

Имя Р. стало широко известно после публикации его второй книги - цикла связанных новелл "Павана" [Pavane] (1968; рус.1992); это одна из самых стилистически совершенных, проникнутых поэтической ностальгией альтернативных историй в мировой НФ, повествующая о "параллельной" Англии, в к-рой - после убийства королевы Елизаветы I и удачной высадки Исп. Армады на Брит. о-вах - Реформация так и не произошла, а вместе с ней не наступил сколько-нибудь заметный науч.-тех. прогресс (см. Антиинтеллектуализм в НФ, Религия, Технология). С тем же оттенком ностальгии описан псевдо-средневековый общественный уклад в др. цикле новелл, "Мир воздушных змеев" [Kiteworld] (1985); в этом мире, находящемся под властью религ. элиты, мужчины поднимаются в воздух на гигантских воздушных змеях, чтобы предупредить попытки вторжения злых демонов (см. Боги и демоны, Религия); выделяется р-з "Повелитель воздушного змея" (1982; Брит. премия НФ-83). Среди др. романов Р. можно отметить: "Внутреннее колесо" [The Inner Wheel] (1970), в к-ром сверхчеловеки -телепаты образуют "гештальт-организм" в духе романа "Более чем человек" Т. Старджона (см. Коллективный разум, Телепатия); "Молли Ноль" [Molly Zero] (1980) - c ярким образом девушки-героини, проходящей обряд взросления во враждебном урбанистическом мире-антиутопии (см. Города, Женщины в НФ); и "Граинна" [Grainna] (1987; Брит. премия НФ-88).

Не входящие в циклы р-зы Р. включены в сб. - "Машины и люди" [Machines and Men] (1973), "Зерновые короли" [The Grain Kings] (1976), "Тропа драконов" [The Passing of the Dragons] (1977), "Дамы из ада" [Ladies from Hell] (1979), "Повелительные" [The Lordly Ones] (1986). В р-зе "Weihnachtsabend" (1972) изображена еще одна альтернативная история, в к-рой во второй мировой войне победил нацизм (см. Антифашистская НФ); "Синт" (1966) - история конфликта между людьми и не отличимыми от них андроидами; в "Канарейках Боултера" (1965) выведены загадочные энергетические субстанции, вызывающие полтергейст (см. Сверхъестественное, Энергия). Среди последних произведений Р. - цикл о Каэти: "Каэти и Со" [Kaeti & Со] (1986) и "Апокалипсис Каэти" [Kaeti's Apocalypse] (1986), "Каэти путешествует" [Kaeti on Tour](1992), выделяется р-з "Каэти и вешатель" (1986; Брит. премия НФ-87), короткая повесть "Воля божья" (1991).

Вклад Р. в жанр фэнтези менее значителен; к фэнтези относится ранний сб. "Анита" [Anita] (1970; доп. 1990), а также две книги - роман "Событие" [The Event] (1989) и сб. связанных между собой р-зов "Зимний лес и другие заговоренные места" [Winterwood and Other Hauntings] (1989), - реанимирующие еще одну брит. лит. традицию: р-зы о духах (ghost story).

Вл.Г.


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.