ПРИСТ (PRIEST), Кристофер

: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/fantastika3000/data/www/fantastika3000.ru/includes/unicode.inc on line 311.

(Макензи) (1943-)

Англ. прозаик, один из ведущих представителей молодого поколения брит. НФ. Род. в Чидле (гр. Чешир), после окончания школы учился на клерка и работал бухгалтером, аудитором на складе готовой одежды, а затем в торговой фирме; в 1973-78 гг. читал курс НФ в Лондонском ун-те; с 1968 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Бег" (1966).

В 1981 г. женился (вторым браком) на Л. Таттл, а в 1987 г. (третьим браком) на Ли Кеннеди, также писательнице. Живет в деревне в гр. Уилтшир.

Названный критикой в 1983 г. "одним из двадцати лучших молодых брит. романистов", П. опубл. сравнительно мало р-зов; почти все они включены в сб. "Мир реального времени" [Real-Time World] (нем. 1972 - Германия; 1974) и "Бесконечное лето" [An Infinite Summer] (1978); в р-зе "Тусклое отставание" (1979; Брит. премия НФ-80) описан любовный роман в параллельных мирах, нарушаемый "хроноклазмами" (см. Путешествия во времени, Секс и эротика); действие одного из лучших р-зов П., "Наблюдаемые" (1978), происходит в Архипелаге Снов - иллюзорной реальности "поэтического декаданса" (в духе серии о курорте "Багряные пески" Д. Балларда); вместе с др. р-зами того же цикла послужил основой для позднего романа "Подтверждение" [Affirmation] (1981), в к-ром наиболее полно проявился филос. солипсизм автора: его герои обычно затрудняются однозначно определить, какая из альтернативных реальностей - "реальна", а какая - иллюзорна (см. Внутренний космос, Психология, Философия).

На рус. яз. переведены:
"Голова и рука" (19..; рус.1991), "Обнажённая" (19..; рус.1991),
"Пересадка сердца" (19..; рус.1991).

После малозаметного первого романа "Индоктринер" [Indoctrinaire] (1970, испр. 1979), П. обратил на себя внимание романом об Англии близкого будущего, в к-рой назревает политич. и расовый конфликт из-за нашествия эмигрантов с Африк. континента (см. Политика), особенно пострадавшего в результате ядерной войны, - "Фуга темнеющему острову" [Fugue For A Darkening Island] (1972; др. - "Темнеющий остров" [Darkening Island]). Однако наиб. успех выпал на долю романа "Опрокинутый мир" [The Inverted World] (1974; Брит. премия НФ-75; рус. 1985; 1985), действие к-рого происходит в загадочном городе на колесах, блуждающем по поверхности еще более загадочной планеты-гиперболоида, сконструированной автором с редкой фантазией и науч. убедительностью (см. Астрономия и астрофизика, Миры НФ). Пережив мн. приключения и фактически встав на путь борьбы с соц. кастовой структурой города (см. Социология), герой в финале обнаружил, что окружающая его реальность оказывается тщательно смонтированной иллюзией: город на самом деле движется по поверхности Земли, почти обезлюдевшей после экологической катастрофы (см. Глобальная катастрофа, Экология); иллюзия "др. планеты" была изначально создана строителем города для превращения сооб-ва избранных в замкнутую, отрезанную от земной жизни утопию. Психол. точный и реалистический в деталях, роман П. представляет собой один из самых ярких примеров концептуального переворота в совр. НФ. Также удачным оказалось творческое подражание и оригинальное "продолжение" Г. Уэллса - стилизованная под викторианский scientific romance "Машина Пространства" [The Space Machine] (1975; рус. 1979), в к-рой остроумно соединены и "замкнуты" два сюжета - "Машины времени" и "Войны миров", причем сам Г. Уэллс появляется в финальных главах как один из персонажей.

Последующие книги П. знаменовали собой уход автора от тем и проблем традиционной НФ в область "просто" лит-ры (в ее модернистском понимании); его герои в осн. "разбираются" со своей психикой и с окружающей реальностью (см. Психология), подвергая последнюю сомнению и чаще всего находя в Архипелаге Снов желанное убежище от треволнений реального мира. Романы - "Сон Уэссекса" [A Dream of Wessex] (1977; др. - "Совершенный любовник" [The Perfect Lover]) и "Очарование" [Glamour] (1984) написаны с несомненным лит. мастерством (и с несомненным влиянием таких писателей, как Х. Борхес и Ф. Дик); их герои живут в "надреальном" параллельном мире, противопоставляемом реальности. В первом романе "горний" мир представляет собой коллективную проекцию сознания 39 индивидуумов, реализованную сверхмощным компьютером; в последнем - уход от реальности достигается с помощью невидимости (см. Пастораль, Психология, Человек-невидимка). Действие романа "Тихая женщина" [The Quiet Woman] (1990) происходит в радиоактивно "зараженной" Англии близкого будущего, неудержимо становящейся эталонной антиутопией.

Вл.Г.

Лит.:
Nicholas Ruddick "Christopher Priest" (1989).


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.