ПОЛ (POHL), Фредерик


(1919-)

Амер. прозаик и ред., один из ведущих представителей совр. НФ США. Род. в Нью-Йорке, учился в Высшей тех. школе (Бруклин), но не закончил ее, полностью переключившись на лит. деятельность; активный фэн в 1930-е гг., П. был одним из организаторов (вместе с А. Азимовым, Д. Блишем, С. Корнблатом, Р. Лаундсом, Д. Найтом и др.) группы "Футурианцев". Во время второй мировой войны служил в ВВС США, принимал участие в боевых действиях в Италии. В послевоен. десятилетия П. работал литагентом и ред. ряда журналов НФ (первый свой журнал он редактировал еще до войны), а в 1971-79 гг. редактировал НФ в изд-вах "Эйс букс" (Ace Books) и "Бэнтам букс" (Bantam Books) (1973-79). Первые публикации (под разл. псевд.) - "Блуждающий во льдах", "Глаз короля" и "Это юный мир" (все - 1941). Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1974-76). Президент ВОНФ (Всемирной организации научных фантастов) (1980-82). Был женат 5 раз, в т.ч., на Д. Меррил (третьим браком); с 1984 г. состоит в браке с Э. Халл. Живет в Палатайне (шт. Иллинойс). Автобиогр. - "Каким было будущее" [The Way The Future Was] (1978).

Ранний период собственно НФ тв-ва П. связан с именем С. Корнблата, в соавт. с ним был написан классический роман о рекламной кампании по "продаже Венеры" в близком будущем - "Торговцы космосом" [The Space Merchants] (1952 - "Планета под соусом"; 1953; рус. 1965; 1965 - "Операция "Венера"); яркий пример сатирической НФ, роман выявил диапазон возможностей П., впоследствии продемонстрированных в его сольных произв.: логику, экономное сочетание "твердой" (естественнонаучной) НФ с элементами политики, психологии, социологии, экономики; в 1980-е гг. П. написал роман-продолжение - "Война торговцев" [The Merchant's War] (1984); объединены в книгу "Корпорация "Венера" [Venus, Inc.] (1985).

Др. НФ романы соавт. (ими также выпущены два реалистических романа): "В поисках неба" [Search The Sky] (1954; испр. 1985), "Гладиатор в законе" [Gladiator-at-Law] (1955; испр. 1986; рус. 1993 - "Гладиатор по закону") и "Проклятие волков" [Wolfbane] (1959; рус. 1993); совм. р-зы объединены П. (после смерти соавтора в 1958 г.) в сб.: "Эффект удивления" [The Wonder Effect] (1962; испр. 1977 - "Критическая масса" [Critical Mass]), "Перед началом Вселенной" [Before The Universe] (1980) и "Наше лучшее: лучшее Фредерика Пола и Сирила Корнблата" [Our Best: The Best of Frederik Pohl and C.M.Kornbluth] (1987); р-з "Встреча" (1972; "Хьюго"-73) принес П. (а также посмерт-но С. Корнблату) первую высшую премию в жанре; до того он неоднократно награждался премией "Хьюго" за ред. работу. На рус. яз. опубл. также р-з соавторов "Мир Мириона Флауэрса" (1961; рус. 1971).


В нач. своей сольной писательской карьеры П. был известен преим. как автор добросовестно "построенных", часто сатирических НФ р-зов; ранние представлены в сб. -
  • "Переменные токи" [Alternating Currents] (1956),
  • "Дело против завтрашнего дня" [The Case Against Tomorrow] (1957),
  • "Семь раз завтра" [Tomorrow Times Seven] (1959),
  • "Человек, съевший весь мир" [The Man Who Ate The World] (1960),
  • "В четверг поверни налево" [Turn Left At Thursday] (1961),
  • "Отвратительный землянин" [The Abominable Earthman] (1963),
  • "Ранний Пол" [The Early Pohl] (1976);
поздние - в сб.:
  • "Телефонные диски и трусы" [Digits And Dastards] (1966),
  • "Омнибус Фредерика Пола" [The Frederik Pohl] (1966: др. - "Набор для выживания" [Survival Kit]),
  • "Миллионный день" [Day Million] (1970; рус.1991),
  • "Золото на конце звездной дуги" [The Gold At the Starbow's End] (1972),
  • "Лучшее Фредерика Пола" [The Best of Frederik Pohl] (1975),
  • "В котловане проблем" [In The Problem Pit] (1976),
  • "Планеты Три" [Planets Three] (1982),
  • "Мир Мидаса" [Midas World] (1983),
  • "Пол-звезды" [Pohlstars] (1984),
  • "Би-Пол" [BiPohl] (1987).

В хрестоматийных р-зах - "Чума Мидаса" (1954) с продолжениями - "Человек, съевший весь мир" (1956), "Туннель под миром" (1955; рус. 1965) - дана убедительная и беспощадная сатира на "об-во всеобщего потребления"; последний р-з представляет собой классический пример концептуального переворота: на сей раз устроители рекламной кампании используют в качестве "подопытных свинок" миниатюрных андроидов, наделенных сознанием погибших в катастрофе жителей города (см. Экономика); об опасностях подсознательно внушаемой рекламы напоминает "идеальный капитализм в отд. взятом городе" из р-за "Мудрецы из Панг-Корнерс" (1959). Др. частные стороны будущей антиутопии исследованы в р-зах: расизм - в "Дне, когда явились марсиане" (1967) (см. Вторжение, Марс, Политика); позже переписан в роман "День, когда явились марсиане" [The Day The Martians Came] (1988); перенаселение: "лишних" людей просто убивают нанятые пр-вом Ликвидаторы (см. Демография), - в "Цензорах" (1955); индустрия "фантомных" удовольствий (подобно "чувствилищам" у О. Хаксли или "дрожке" из "Хищных вещей века" А. и Б. Стругацких ) - в "Занятии любовью" (1966) (см. Секс и эротика, Спорт и досуг). Любви также посвящен р-з о далеком будущем - "Миллионный день" (1966), а путешествию во времена Римской империи (в духе М. Твена и <С. де Кэмпа) - "Чрезвычайная миссия Финеаса Снодграсса" (1962; рус. 1990) (см. История в НФ, "Прогрессорство", Путешествия во времени).

В 1970-80-е гг. П. реже выступал с произв. короткой формы, но среди его р-зов и повестей этого периода немало таких, к-рые входили в ант. "лучшего за год". В первую очередь это многоплановая повесть "Золото на конце звездной дуги" (1971), в к-рой от экипажа первой звездной экспедиции скрывают правду об истинной цели миссии: фактически "полет" служит прикрытием проводимого над экипажем секретного эксперимента по "интенсификации интеллекта в экстремальных условиях" (см. Звездолеты, Освоение космоса); повесть переписана в роман "Звездный взрыв" [Starburst] (1982) (см. Мозг, Сверхразум). В р-зе "Шаффери записан в бессмертные" (1972) герой - непризнанный "чокнутый гений" - умирает в безвестности, не зная о посмертной "славе": случайно выведенный им токсин уничтожает большую часть населения Земли; оставшиеся в живых навсегда запомнят "синдром Шаффери" (см. Изобретения и открытия, Медицина, Ученые). Яркий пример "антиядерной" НФ - р-з "Ферми и стужа" (1985; "Хьюго" -86; рус. сокр. 1988 - "Девятый день рождения"; полн. 1990), в к-ром дается двойственный ответ на знаменитый вопрос Энрико Ферми: если во Вселенной есть разум, почему он молчит? (см. Апокалипсис, Мир после катастрофы, Оптимизм и пессимизм, Ядерная война). А герой язвительной миниатюры "Второе пришествие" (1983) - Христос, спасенный сразу после распятия инопланетянами и помещенный ими в Галактический Зоопарк, как ценнейший "экспонат"; возвратившись на Землю и увидев, что сотворили с ней исповедующие Его учение люди, он улетает обратно - в "зоопарк, к-рый содержится лучше" (см. Боги и демоны, Религия).

На рус. яз. также переведены:

  • "Заговор губернатора" (19..; рус.1991),
  • "Злодей" (19..; рус. 1990),
  • "Когда время сошло с ума" (19.. - как Д. Уилли, вместе с А. Каммер [псевд. Д. Х. Докуайлера]; рус.1992),
  • "Конец Каррагона" (19..; рус. 1944)
  • "Ловушка" (195.; рус. 1986, 1989),
  • "Между звездами и океаном" (1990; рус. 1990),
  • "Обитающий в теле" (1957; рус. 1971; 1971; др. - "Похититель душ", "Вот именно..."),
  • "Охотники" (19..; рус. 1976; 1992)),
  • "Приливы не ждут" (19..; рус. 1988),
  • "Снежные люди" (1959; рус. 1985),
  • "Я - это совсем другое дело" (1958; рус. 1967).

Ранние романы П. оказались менее успешными. В "Невольничьем корабле" [Slave Ship] (1957) описан рейс субмарины, экипаж к-рой составляют люди и животные, установшие между собой вербальный контакт (см. Зоология фантастическая, Лингвистика, Океан); инопланетяне в "Походке пьяницы" [Drunkard's Walk] (1960) с помощью телепатии манипулируют человечеством, скрывая от него правду: люди сами обладают экстрасенсорным восприятием; др.романы - "Чума питона" [A Plague of Pythons] (1965; испр. 1984 - "Демон в черепе" [Demon in The Scull]), "Кискин век" [The Age of The Pussyfoot] (1969).

В соавт. с Д. Уильямсоном написаны добротные образцы приключенческой и детской НФ: это трилогия о завоевании океана -
  • "Подводный поиск" [Undersea Quest] (1954),
  • "Подводный флот" [Undersea Fleet] (1955),
  • "Подводный город" [Undersea City] (1958);
трилогия о Звездном мальчике -
  • "Рифы космоса" [The Reefs of Space] (1964; рус. 1990),
  • "Звездный мальчик" [Starchild] (1965; рус.1990 - "Дитя звезд"),
  • "Блуждающая звезда" [Rogue Star] (1969; рус.1990);
объединены в одном томе - "Трилогия о Звездном мальчике" [The Starchild Trilogy] (1977; рус.1990 - "Рифы космоса"; др. - "Дитя звезд (трилогия)");
романы "Самая далекая звезда" [The Farthest Star] (1973 - "Корабль судьбы"; 1974 - "Яйцо орга"; 1975) и "Стена вокруг звезды" [Wall Around A Star] (1983),
объединены в один том - "Сага о кукушке" [The Saga of Cuckoo] (1983);
в последние годы П. возобновил сотрудничество с Д. Уильямсоном, начав нов. серию романом "Граница земли" [Land's End] (1988).

Последний роман соавт. - "Певцы времени" [The Singers of Time] (1991) (см. Физика). На рус. яз. переведена также повесть соавт. "Сын Кунга" (19..; рус.1992).
В соавт. с Л. Дель Реем (под общим псевд. Эдсон Мак-Кан) выпущен роман "Предпочтительный риск" [Preferred Risk] (1955).

Во 2-й пол. 1970-х гг., освободившись от ред. обязанностей, П. неожиданно ярко заявил о себе как о сильном и оригинальном романисте. Психол. драме киборга, специально "сконструированного" для выполнения тяжелой работы на Марсе (см. "Пантропия"), посвящен роман "Человек с плюсом" [Man Plus] (1976; "Небьюла"-76). В повести "Торговцы Венерой" (1971) впервые содержится упоминание о галактической сверхцивилизации "хичи", к-рой посвящена самая успешная серия П., состоящая из романов - "Врата" [Gateway] (1977; "Хьюго"-78; "Небьюла"-77; "Локус"-78; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-78; рус. 1993), "За голубым горизонтом событий" [Beyond The Blue Event Horizon] (1980; рус. 1993 - "За синим горизонтом событий"), "Свидание с хичи" [Heechee Rendezvous] (1984); доп. материал содержится в сб. - "Анналы хичи" [The Annals of The Heechee] (1987), "Путешествие во Врата" [The Gateway Trip] (1990). Гигантский астероид-"космопорт" на орбите между Венерой и Солнцем, покинутый строителями, оказывается "функционирующим", и добровольцы на свой страх и риск начинают совершать путешествия в неизв. направлении и в неведомое время (см. Астрономия и астрофизика, Путешествия во времени, Черные дыры); чаще игра в "русскую рулетку" заканчивается гибелью смельчаков, но редкие счастливцы возвращаются на Землю с науч. "уловом", оправдывающим любой риск; сами хичи появляются на сцене только в последних книгах серии. В целом это яркий пример интеллектуальной "космической оперы" с тщательно проработанным фоном (тех. и соц.) и усиленной филос. проблемой контакта с Неведомым; интересные сравнения напрашиваются с вышедшими позже "Тысячелетием" Г. Бира и переводом на англ. яз. "Пикника на обочине" А. и Б. Стругацких (деятельность смертников-сталкеров, ситуация поиска и исследования "вслепую" - методом проб и ошибок - инопланетных артефактов).

В последних произв. П. активнее вторгается в сферу политики. Подзаголовок романа "Джем: создание утопии" [Jem: The Making of A Utopia] (1979; Нац. премия книги-80; рус. 1993 - "Джем") надо понимать иронически: описывая контакт представителей трех земных политич. блоков (экспортеры продуктов питания, экспортеры нефти и "нар. республики") с аборигенами на планете Джем, автор больше склонен к критике антиутопии. Политич. конфронтации близкого будущего посвящены романы - "Холодная война" [The Cool War] (1981), "Встает Черная Звезда" [Black Star Rising] (1985), "Страх" [Terror] (1986) (см. Война, Ядерная война). "Дрожь" [Syzygy] (1981) - роман о глобальной катастрофе в 1982 г., вызванной "парадом планет", и о психол. реакции на нее разл. соц. групп (см. Псевдонаучные культы, Психология, Социология). Цикл новелл о близком будущем Нью-Йорка (см. Города) вышел под одной обложкой как "Годы города" [The Years of The City] (1984; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-85), став одной из самых "лит." книг П. Также интересны повести "Остановка на Долгом Году" [Stopping at Slowyear] (1991) и "Числом превосходя живущих" [Outnumbering the Living] (1990), показывающая одиночество смертных в мире, где большинство людей достигло бессмертия. Последние его романы - "Пришествие квантовых котов" [The Coming of The Quantum Cats] (1986) (см. Параллельные миры), "Нарабедла, лимитед" [Narabedla, Ltd.] (1988), "Возвращение домой" [Homegoing] (1989) - нов. вариант "космич. Маугли" (см. Дети), "Мир на границе времени" [The World At The End of Time] (1990), "Копи Оорта" [Mining the Oort](1992) (см. Близкое будущее, Освоение космоса, Солнечная система) - представляются менее удачными. Нац. бестселлером стал реалистический роман П. "Чернобыль" [Chernobyl] (1987), основанный на добросовестно собранном документальном материале (но все же не свободный от элементов "развесистой клюквы"). В 1992 г. П. был награжден премией "Великий Мастер".

Проблемам кинофантастики посвящена монография П. "Научная фантастика: исследования в области кино" [Science Fiction: Studies in Film] (1982), написанная в соав. с сыном, Фредериком Полом IV-м.

В соавт. с А. Азимовым П. написал науч.-поп. книгу "Наша злая Земля" [Our Angry Earth] (1991) (см. Экология).

Вл.Г.

Лит.:
Thomas Clareson "Frederik Pohl" (1987).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. "Фредерик Пол, торговец космосом" (из кн. Ф. Пол "Торговцы Венеры". М., "Сигма-Пресс", 1995)



Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.