МОР (MORE), Томас

сэр (1478-1535)

Выдающийся англ. мыслитель, прозаик, известный также историч. и публицистическими соч.; дипломат и политич. деятель, основоположник утопической лит-ры Нов. времени. Род. в Лондоне, получил церковное образование и собирался принять сан, но вместо этого занялся политич. деятельностью. Член Парламента с юных лет, М. добился высокого положения при Генрихе VII, заняв в конце концов высший (после короля) пост в Англии - лорда-канцлера; но, отказавшись (по религ. соображениям) поддержать развод монарха с Екатериной Арагонской, впал в немилость, был обвинен в гос. измене и казнен (в 1935 г. римско-католическая церковь канонизировала М.).

В истории утопий (и вообще гуманистической европ. лит-ры) М. останется автором единственного соч. - "Весьма полезная, а также и занимательная книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" [Libellus vere aureus nec minus salutarisquam festivus de optimo reip[ublicae] statu deq[ue] nova insula Utopia] (лат. 1516; англ. 1551; рус. 1789), к-рой утопический жанр обязан своим именем. Построенный как критика существующих в совр. Англии порядков, р-з морехода Ральфа Гитлодея о чудесном острове (его название в переводе с греч. построено на игре слов - это одновременно и "у-топос" - "место, к-ого нет" и "эу-топос" - "хорошее место"), жители к-рого живут "коммуной равных", под властью закона, а не капризов монарха, с "плановой экономикой" (при отсутствии денег, частной собственности и общественного неравенства), - содержит множество дерзких для своего времени социологических предвидений. Мн. из них были поняты последующими поколениями читателей буквально: как общественный идеал, верный на все времена (см. Коммунизм, Политика, Социология).

Вместе с тем безусловно "идеальный" строй на Утопии - с точки зрения современников - давал возможность поздним критикам ее разглядеть в построении М. все зачатки антиутопии (что стало особенно очевидно во 2-й пол. 20 в.), такие, как тоталитаризм, "уравнительный социализм", весьма сомнительный идеологический "плюрализм" (допускается свобода совести, но не для атеистов) и т.п. (см. Религия). Ряд критиков справедливо указывали на сатирический характер мн. положений книги; с др. стороны, трудно понять авторскую иронию тем, кто не знаком с лат. подлинником - и можно утверждать, что подавляющее большинство читателей М. (а также критиков, соц. реформаторов и революционеров) восприняло умозрительную схему М. как "руководство к действию". В целом соч. М. относится к классике лит-ры и общественной мысли; влияние, оказанное этой книгой на последнюю, трудно переоценить.

Вл.Г.

Лит.: (выборочно)
R.W.Chambers "Thomas More" (1936).
Ligeia Gallagher "More's Utopia and Its Critics" (1964).
E.E.Reynolds "Thomas More and Erasmus" (1965).
Robbin S. Johnson "More's "Utopia", Ideal and Illusion" (1969).
"The Utopian Vision: Seven Essays on the Quincentennial of Sir Thomas More" (ed. by E.D.S.Sullivan) (1983).
Anthony Kenny "Thomas More" (1983).
George Logan "The Meaning of More's "Utopia" (1983).
К. Д. Авдеева, А.М.Белов "На острове Утопия" (1961).
А. Варшавский "Опередивший время: Томас Мор. Очерк жизни и творчества" (1967).
И. Н. Осиновский "Томас Мор" (1974).
"Томас Мор, 1478-1978. Коммунистические идеалы и история культуры" (1981).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. "Суд длиною в полтысячелетия"


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.