МУРКОК (MOORCOCK), Майкл

(Джон) (1939-)

Англ. прозаик и ред., один из признанных лидеров брит. "Новой Волны". Род. в Митчэме (гр. Саррей). После службы в армии и окончания Питманс-колледжа професс. занимался музыкой (композитор и исполнитель рок-музыки, участвовал в группе "Хоквинд"); с 1957 г. работал ред. разл. журналов. По убеждениям полит. радикал, М. является автором брошюры "Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии" (1983); ред. органа Либеральной партии, журн. "Каррент топикс" (Current Topics). Известность пришла к М. в 1964 г., когда он возглавил брит. журнал НФ "Нью Уордлс" (New Worlds), на десятилетие превратившийся в печатную трибуну движения "Новой Волны" (покинул пост ред. в 1973 г.). Писать НФ начал в конце 1950-х гг.; первая публикация, как считает сам автор, "Сойян-меченосец" (1957). Был трижды женат, во второй раз - на писательнице Хилари Бэйли (также автор НФ) в 1978 г. Живет в Лондоне.


Любите театр — тогда заходите на сайт «Блог о театрах, театры Москвы». Здесь — Спектакли в театрах Москвы. Для Вас вся полезная информация по театрам Москвы. Смотрите бесплатно онлайн спектакли. Скачивайте музыку из спектаклей. Читайте на сайте «Блог о театрах, театры Москвы» обзоры театральных постановок. Можно бесплатно скачать радиоспектакли. Репертуар постоянно пополняется. Приятного Вам отдыха!

С ранних лет увлекшись редакторской деятельностью, М., подобно многим, начал ее с любительских фэнзинов, в к-рых сам активно и печатался. С первых произв. М. выработал собственный принцип - "мультивселенной" (термин принадлежит англ. прозаику Д. К. Повису), в к-рой равно сосуществуют разл. параллельлные миры, "невзирая" на жанры (т.е. - "твердой" (естественнонаучной) НФ, фэнтези, абсурдистской НФ, и т.п.); герои их могут мигрировать из произв. в произв., создавая в итоге богатое полифоническое целое (чему способствовало и необычайно частое переписывание писателем собственных произв.) (см. Миры НФ). Образцы ранних р-зов М. представлены в сб. "Сойян" [Sojan] (1977); примером раннего тв-ва может служить роман "Золотая барка" [The Golden Barge] (рук.1958; 1979).

Собственно НФ произв. М. представляют собой достаточно эклектичную смесь. Под влиянием Д. Конрада написан роман "Ледовая шхуна" [The Ice Schooner] (1966-67; 1969; испр. 1977; рус. 1992 - "Ледовая шхуна, или Экспедиция в Нью-Йорк"), в к-ром представлен мир после катастрофы (нов. ледниковый период); герой одного из лучших произв. М., повести "Се Человек" (1966; "Небьюла"-67), переписанной в роман "Се Человек" [Behold the Man] (1969; рус.1992 - "Пришелец"), мучимый психол. комплексами, отправляется в прошлое, к месту казни Христа, и, не обнаружив этой личности в истории, сам восходит на Голгофу (см. История в НФ, Мессии, Психология, Путешествия во времени, Религия); тот же герой выведен в романе "Завтрак среди руин" [Breakfast in the Ruins] (1972). Талант М. - мастера сатирической НФ раскрылся в двух поп. сериях книг; действие первой, объединенной персонажем по имени Освальд Бастейбл, развертывается в альтернативной истории - нач. и сер. 20 в., в к-ром не было второй мировой войны:
"Небесный полководец" [The Warlord of the Air] (1971; рус.1990 - "Повелители воздуха"; др. - "Хозяева неба"),
"Левиафан суши" [The Land Leviathan] (1974),
"Стальной царь" [The Steel Tsar] (1982);
объединены в один том - "Кочевники времени" [The Nomad of Time] (1982).

Герои серии "У края времен" - бессмертные "скучающие декаденты" далекого будущего, не знающие, чем себя занять (см. Бессмертие, Последние человек на Земле, Спорт и досуг, Энтропия);
серия состоит из трилогии
- "Чуждое тепло" [An Alien Heat] (1972; рус. 1993),
"Пустые земли" [The Hollow Lands] (1974; рус. 1993),
"Конец всех песен" [The End of All Songs] (1976; рус. 1993);
объединены в один том - "Танцы у края времени" [The Dancers at the End of Time] (1980);
а также сб. "Легенды с края времен" [Legends from the End of Time] (1976)
и романа "Превращение мисс Мэвис Минг" [The Transformation of Miss Mavis Ming] (1977; др. - "Мессия на краю времен" [A Messiah at the End of Time]),
объединенных в один том - "Рассказы с края времен" [Tales from the End of Time] (1989).

Наиб. успех выпал на др. цикл М., навеянный известными идеями канад. социолога Маршалла Маклюэна, общей атмосферой эпатажных "молодежных" 1960-х гг. (см. Секс и эротика), эстетикой поп-культуры, а также определенной усталостью от традиционной НФ предшествующих десятилетий; герой цикла Джерри Корнелиус на нек-рое время превратился в "культовую" фигуру для движения "Новой Волны" -при очевидной сюжетной рыхлости авангардистски-стилистических "виньеток", живописующих похождения этого секретного агента-мессии -хиппи-авантюриста (см. Мифология в НФ).
В серию входят книги:
"Окончательная программа" [The Final Programme] (1965-66; 1968; испр. 1969); экранизирована (см. "Окончательная программа"),
"Лекарство от рака" [A Cure for Cancer] (1969; 1971; испр. 1977),
"Английский убийца" [The English Assassin] (1972; испр. 1977),

"Условие Мьюзака" [The Condition of Muzak] (1977; испр. 1978);
объединены в один том - "Хроники Корнелиуса" [The Cornelius Chronicles] (1977);
"Энтропийное танго" [Entropy Tango] (1981)
и содержащий доп. материал сб. "Жизни и времена Джерри Корнелиуса" [The Lives and Times of Jerry Cornelius] (1976)
объединены в "Хрониках Корнелиуса, томе 2-м" [The Cornelius Chronicles, Volume II] (1986);
также дополняющий серию роман "Приключения Уны Перссон и Катерины Корнелиус в двадцатом веке" [The Adventures of Una Persson and Catherine Cornelius in the Twentieth Century] (1976) вместе с р-зом "Вопрос алхимика" (1984) составил "Хроники Корнелиуса, том 3-й" [The Cornelius Chronicles, Volume III] (1987).
Кроме того, в ант. "Природа катастрофы" [The Nature of the Catastrophe] (1971 - под ред. М. и Л. Джоунса) представлены р-зы разл. писателей "на тему" Джерри Корнелиуса.

Среди произв. последнего периода можно отметить роман "Глориана или Несостоявшаяся королева: будто бы роман" [Gloriana or The Unfulfill'd Queen: Being a Romance] (1978; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-79) - поэтичную альтернативную историю Англии 19 в., в к-рой царствует королева Глориана. Внесерийные повести и р-зы М. включены в сб. - "Глубокая фиксация" [The Deep Fix] (1966 - под псевд. Джеймс Кольвин); заглавная повесть последнего сб. вместе с др. произв. включена в сб. - "Обитатель времени" [The Time Dweller] (1969); "Книга мучеников" Муркока" [Moorcock's Book of Martyrs] (1976; др. - "Умирая за завтрашний день" [Dying for Tomorrow]), "Опиумный генерал" [The Opium General] (1984), "Касабланка" [Casablanca] (1989).

Необычайно плодовитым оказался творческий выход М. в жанре "героической фэнтези" (Брит. премия фэнтези-67 "за общий вклад в развитие жанра"). Им создано неск. серий, в отд. случаях они пересекаются, образуя как бы "суперсерию", в основе к-рой всегда находится герой-сверхчеловек - образ может быть положительным (Вечный Чемпион) или отрицательным (монарх-альбинос Эльрик с его заколдованным мечом), - защищающий порядок в столкновении с силами хаоса (см. Энтропия). Перу М. принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - "Волшебство и дикий роман: исследование эпоса фэнтези" [Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy] (1987). Ниже приводятся составы его серий.

Трилогия о "Вечном чемпионе" состоит из романов:
"Вечный чемпион" [The Eternal Champion] (1956; 1970; испр. 1978; рус.1992 - "Вечный воитель")
и "Феникс в обсидиане" [Phoenix in Obsidian] (1970; др. - "Серебряные воины" [The Silver Warriors]; рус.1991),
"Дракон на мече" [Dragon in the Sword] (1986; доп. 1987);
романы трилогии объединены в один том - сб. "Вечный чемпион" [The Eternal Champion] (1992).

Серия "Эльрик из Мелнибона" (в порядке внутренней хронологии) включает в себя романы:
"Эльрик из Мелнибона" [Elric of Melnibone] (1972; др. - "Спящий город" [The Dreaming City]; рус.1992 - "Призрачный город"; др. - "Город мечты"),
"Крепость жемчужины" [The Fortress of the Pearl] (1989),

"Плывущий по морям Судьбы" [The Sailor on the Seas of Fate] (1973; рус.1992 - "Моряк моря судьбы"),
"Кошмар Белого Волка" [The Weird of the White Wolf] (1961-63; 1976; рус.1992 - "Участь белого волка"),
"Спящая волшебница" [The Sleeping Sorceress] (1971; др. - "Исчезнувшая башня" [The Vanishing Tower]),
"Отрава Черного Меча" [The Bane of the Black Sword] (1961-63, 1977),
"Приносящий бурю" [Stormbringer] (1963-64; сокр. 1965; доп. 1977; рус. 1991; др. - "Повелитель бурь"),
"Месть розы" [The Revenge of the Rose] (1992);
серия выходила также в 2-х тт. (1984).
К этой серии относятся также сб. -
"Похититель душ" [The Stealer of Souls] (1963),
"Поющая цитадель" [The Singing Citadel] (1970).
Переводы произв. цикла составили сб.
"Повелитель бурь. Хроника Эльрика" (рус.1992).
Дополняющий серию сб. - "Эльрик на краю времен" [Elric at the End of Time] (1984) объединяет ее с серией "На краю времен" (см. выше).

Серия "Корум" состоит из двух трилогий: "Мечи" - "Рыцарь мечей" [The Knight of the Swords] (1971; рус.1991 - "Рыцарь мечей"),
"Королева мечей" [The Queen of the Swords] (1971); рус.1991 - "Королева мечей"),
"Король мечей" [The King of the Swords] (1971; рус.1991);
объединены в одном томе - "Трилогия мечей" [The Swords Trilogy] (1977; рус.1991 - "Повелители мечей", Хроника Корума");
и второй трилогии -
"Бык и копье" [The Bull and the Spear] (1973; рус.1992),

"Дуб и овен" [The Oak and the Ram] (1973; рус.1992),
"Меч и жеребец" [The Sword and the Stallion] (1974; рус.1992);
объединены в одном томе- "Хроники Корума" [The Chronicles of Corum] (1977; рус.1992 - "Серебряная рука. Хроники Корума").

Серия "Хокмун" состоит из тетралогии "Рунный посох" -
"Драгоценность в черепе" [The Jewell and the Scull] (1967; испр. 1977; рус.1992),
"Амулет волшебника" [Sorcerer's Amulet] (1968; испр. 1977; др. - "Амулет Безумного бога" [The Mad God's Amulet]; рус.1992),

"Меч рассвета" [The Sword of the Dawn] (1968; испр. доп. 1977; рус.1992 - "Меч Зари"),
"Тайна рунного посоха" [The Secret of the Runestaff] (1969; испр. 1977; др. - "Рунный посох" [Runestaff]; рус.1992; др. - "Рунный посох");
объединены в один том - "История рунного посоха" [The History of the Runestaff] (1979; др. - "Хокмун" [Hawkmoon]);
переводы произв. цикла составили сб. "Рунный посох. Хроники Хокмуна" (рус.1992);
и трилогии -
"Граф Брасс" [Count Brass] (1973; рус. 1994),
"Чемпион Гараторна" [The Champion of Garathorn] (1973; рус. 1994),
"Поиск Танелорна" [The Quest for Tanelorn] (1975; рус. 1994);
объединены в одном томе - "Хроники замка Брасса" [The Chronicles of Castle Brass] (1985; рус. 1994 - "Замок Брасс", том 2).

Трилогия в подражание "марсианским" романам Э. Берроуза (под псевд. Эдвард П. Брэдбери):
"Воины Марса" [Warriors of Mars] (1965; др. - "Город зверя" [The City of the Beast]; рус.1992),
"Мечи Марса" [Blades of Mars] (1965; др. - "Повелитель пауков" [The Lord of Spiders]; рус.1992),
"Варвары Марса" [Barbarians of Mars] (1965; др. - "Хозяева котлована" [The Masters of the Pit]; рус. 1992);
объединены в одном томе - "Воин Марса" [Warrior of Mars] (1981; рус.1992 - "Повелитель Марса").

Среди произв. фэнтези последних лет выделяется дилогия, действие к-рой протекает в "воображаемом" Средневековье:
"Пес войны и боль мира" [The War Hound and the World's Pain] (1981; рус. 1993)
и "Город в осенних звездах" [The City in the Autumn Stars] (1986);
два последних романа объединены в сб. "Фон Бек" [Von Bek](1992).

Перу М. принадлежит также серия историч. (с легким оттенком фантаст. "альтернативности") романов - "Между войнами":
"Византия терпит" [Byzantium Endures] (1981; сокр.1981),
"Смеется Карфаген" [The Laughter of Carphage] (1984; испр.1985),
"Иерусалим командует" [Jerusalem Commands] (1992) (см. Альтернативная история, История в НФ).

На рус. яз. также переведены р-зы и повести М.:
"Бегство от заката" (19..; рус.1992),
"Волк" (19..; рус.1992),
"Гора" (19..; рус.1992),
"Золотая ладья" (19..; рус.1992),
"Обитатель времени" (19..; рус.1992),
"Пекинское соединение" (19..; рус.1992),
"Похититель душ" (19..; рус.1992),
"Поющая цитадель" (19..; рус.фрагм.1991),
"Развалины" (19..; рус.1992),
"Странный сад Фелипе Саджиттариуса" (19..; рус.1992).
Переводы составили сб. -
"Майкл Муркок" (рус.1992),
"Призрачный город" (рус.1992),
"Пришелец" (рус.1992),
"Ритуалы бесконечности" (рус.1992).

Вл.Г.

Др. соч.:
"Разлученные миры" [The Sundered Worlds] (1962-63; 1965; др. - "Кроваво-красная игра" [The Blood Red Game]; рус. 1994 - "Багряная игра").
"Огненный клоун" [The Fireclown] (1965; др. - "Ветры Преисподней" [The Winds of Limbo]; рус. 1933).
"Человек заката" [The Twilight Man] (1966; др. - "Берега смерти" [The Shores of Death]; рус.1992).
"Досье ЛСД" [The LSD Dossier] (1966 - под псевд. Роджер Харрис);

"Где-то в ночи" [Somewhere in the Night] (1966 - под псевд. Билл Барклэй; испр. 1970 - "Китайский агент" [The Chinese Agent]; рус.1992), продолжение -
"Дьявол печатника" [Printer's Devil] (1966 - под псевд. Билл Барклэй; испр. 1980 - "Русская разведка" [The Russian Intelligence]).

"Аварии времени" [The Wrecks of Time] (1965-66 - под псевд. Джеймс Кольвин; 1967; испр. доп. 1971 - "Ритуалы бесконечности" [The Rituals of Infinity]; рус.1992).
"Черный коридор" [The Black Corridor] (1969 - с Х. Бэйли).
"Бордель на Розенштрассе" [The Brothel in Rosenstrasse] (1982).

Лит.:
Colin Greenland "The Entropy Exhibition: Michael Moorcock and the British "New Wave" in Science Fiction" (1983).
John Davey "Michael Moorcock: A Reader's Guide" (1991).
Colin Greenland "Michael Moorcock: Death Is No Obstacle" (1992).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. Вечный поборник (из кн. М. Муркок. "Рунный посох". "Армада", 1996)


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.