М(айкл) (1922-1996)
Амер. прозаик. Род. в Нью-Смирна-Бич (шт. Флорида), поступил в Ун-т шт. Теннесси (в Ноксвилле), но в связи с нач. второй мировой войны прервал обучение. После окончания войны (М. служил воен. летчиком) продолжил образование в Ун-те шт. Техас (в Остине). Лит. трудом М. занимается с нач. 1950-х гг. Первая НФ публикация - "Секрет Купола Смерти" (1951).
Влияние М. на совр. НФ "обратно пропорционально тому незначительному количеству произв., к-рые вышли из-под его пера" (Д. Клют); в осн., своей славой писатель обязан одному из лучших романов совр. НФ - "Песнь по Лейбовицу" [A Canticle for Leibowitz] (1955-57; 1960; "Хьюго"-61; рус.1991 - р-з "Кантата для Лейбовица"; 1991 - роман). После ядерной войны мир снова впал в варварство, а единственными хранителями и собирателями знания и культуры остаются монахи ордена Св.Лейбовица, основанного неким физиком в преддверии глобальной катастрофы; в 1-й ч. романа монахи Ордена находят в заброшенном противоатомном бункере "реликвии" своего основателя, что дает возможность ставить перед папой вопрос о канонизации патрона Ордена; во 2-й - дело происходит спустя пять столетий, когда на территории "балканизированных" США возрождаются цивилизация и наука; в заключительной части (отнесенной еще на 500 лет) монахи перед лицом неизбежной нов. термоядерной войны тайно строят "звездный ковчег", на к-ром миссионеры Ордена улетают на поиски земли обетованной (см. Антиинтеллектуализм в НФ, Религия). Написанный сильно и страстно, роман одновременно читается и как гимн римско-католической церкви (автор сам католик), и как мрачный прогноз, указывающий на неспособность любой религии переделать саморазрушительную природу человека (см. Оптимизм и пессимизм, Эсхатология); отд. эпизоды (как, напр., рождение под разрывы снарядов, знаменующих собой Апокалипсис, нов. "девы Марии" - второй, до того мертворожденной, головы женщины-мутанта) книги относятся к худож. вершинам НФ лит-ры (см. Женщины в НФ).
Кроме этого единственного романа, М. написал немного; его повести и р-зы объединены в сб.: "Предназначено для человека" [Conditionally Human] (1962), "Взгляд со звезд" [The View from the Stars] (1964), "Лучшее Уолтера Миллера" [The Best of Walter Miller, Jr.] (1980). В одной из лучших повестей, "Художник сцены" (1955; "Хьюго"-55), представлен театр манекенов, управляемых сверх-компьютером; герой, безработный актер, устраивает акт саботажа, чтобы доказать, что "живые актеры" способны играть лучше механических "кукол" (см. Автоматизация, Искусство). Р-з "Распятие Эфиама" (1953) - гимн космич. колонистам, героически борющимся на др. планетах с враждебным природным окружением (см. Марс, Освоение космоса); демон-любовник в р-зе "Никудышный" (1955; др. - "Ты, никудышная вонючка") оказывается инопланетянином (см. Боги и демоны, Секс и эротика).
На рус. яз. также переведены р-зы:
"Банк крови" (19..; рус.1992; др. - "Р. Силверберг. Вселенские каннибалы"),
"Я сотворил тебя" (1954; рус. 1985 - "Я тебя создал", 1988).
Вл.Г.
Дополнительные материалы:
Вл. Гаков. Lacrimosa Уолтера Миллера ("Знание - сила", 1991)
Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.