(1868-1932)
Австр. прозаик, ред., более известный произв. др. жанров; один из ведущих представителей (наряду с Ф. Кафкой, Ф. Верфелем и др.) "пражской" школы нем. экспрессионизма. Род. в Праге (тогда - столица Богемии, в составе Австро-Венгрии), впоследствие жил и работал в Вене; рано начал лит. деятельность (вначале как ред.): работал в сатирическом журн. "Симплициссимус" (Simplicissimus), был ред. журн. "Милый Августин" (Der lieben Augustin). Печататься начал с 1903 г.
Мн. произв. М., всегда проявлявшего особый интерес с сверхъестественному, мистицизму и оккультизму, содержат фантаст. темы и образы. Оглушительный успех принес ему мистический роман "Голем" [Der Golem] (1914; рус.1922); его герой - художник-гравер, житель пражского гетто конца 19 в., то ли записывает собственные сновидения, то ли реально перевоплощается в легендарного глиняного истукана, будто бы созданного раввином Львом Бен Бецалелем за мн. столетия до того (см. Андроиды, "Внутренний космос); вместе с тем, самым фантаст. в романе оказывается выписанный с необычайной выразительностью образ города. "Зеленое лицо" [Das grune Gesicht] (1916) - фантазия на тему Апокалипсиса (заканчивающаяся разрушением Амстердама), над к-рой витает дух еще одного легендарного и поп. лит. персонажа - Вечного Жида (см. Бессмертие). Интерес представляет также роман "Ангел западного окна" [Der Engel vom westlichen Fenster] (1927), герой к-рого из 20 в. осуществляет контакт с мистиком и философом 16го в. (см. Психология, Философия).
Вл.Г.