(1906-1983)
Рус. сов. прозаик, видный представитель отечественной НФ 1960-х гг. Род. в Гродно (ныне-Беларусь), детство прошло в разъездах (отец М. был инженером-железнодорожником), с 14 лет работал путевым рабочим, после службы в армии в течение 25 лет работал на Ленингр. (ныне - СПБ) заводе резиново-тех. изделий, одновременно заочно учился в Ленингр. политех. ин-те. Участник Великой Отечественной войны; с 1956 г. - професс. писатель. Чл. СП. Первая публикация - повесть "220 дней на звездолете" (1955).
НФ тв-во М., хотя и представляется сегодня неск. устаревшим (особенно во всем, что касается представлений о близком будущем), сыграло яркую роль в становлении нов. сов. НФ, отрешении ее от вериг "ближнего прицела ". Масштабы - космич. и временные - произв. писателя, увлекательность и добротность в разработке НФ сюжетов, а также редкая в НФ той поры психол. достоверность образов, - все это обеспечило книгам М. популярность у широкого читателя; вместе с тем, в книгах писателя дают себя знать идеологические штампы и героическая патетика. Повесть-дебют - вместе с "Сестрой Земли" (1959) и "Наследством фаэтонцев" - составили роман-трилогию "Звездоплаватели" (1960), посвященный первым космическим полетам на Венеру и Марс в близком будущем, изображенном хотя и фрагментарно, но достаточно убедительно (см. Внеземная жизнь, Освоение космоса); герои находят артефакт, оставленный землянам обитателями десятой планеты Солнечной системы - Фаэтона, погибшей в результате глобальной катастрофы (см. Инопланетяне, Контакт). Далекие потомки фаэтонцев встречаются с землянами спустя тысячелетие в утопическом романе "Гость из бездны" (фрагм. 1961 - "Встреча через века"; сокр. 1962; доп. 1962), герой к-рого, наш современник, "воскрешен" потомками в далеком будущем; коммунизм, изображенный автором, хотя и откровенно утопичен (и значительно уступает др. образцам того же периода, в первую очередь книгам А. и Б. Стругацких ), все же не смотрится пародией, как во мн. произв. авторов-современников (см. Бессмертие, Биология, Коммунизм, Медицина, Утопия).
Значительным достижением сов. НФ на перепаде 1950-60-х гг. стала утопическая дилогия М. - "Каллисто" (1957 - "Планетный гость"; доп. 1957) и "Каллистяне" (1960); объединены в один том - "Каллисто" (1962); сюжет дилогии строится вокруг первого посещения Земли звездолетом инопланетян, в мире к-рых давно построен коммунизм, и последующего полета представителей землян в этот мир (см. Контакт, Пришельцы, Утопия). Контакту с высокоразвитой цивилизацией посвящен и менее идеологически прямолинейный (при этом значительно усложненный сюжетно) роман М. "Гианэя" (1963; 1965; испр.доп. 1971), героиня к-рого - девушка-инопланетянка - не только преодолевает психол. барьер в коммуникациях с землянами, но влюбляется в одного из них и рожает ему сына (см. Дети, Женщины в НФ, Концептуальный переворот, Психология, Секс и эротика); к интересной и редкой (в сов. НФ) сюжетной детали можно отнести линию инопланетного (правда, вовремя пресеченного) вторжения.
Поздние НФ книги М. - роман "Спираль времени" (1966) (см. История в НФ, Путешествия во времени) и повесть "Сто одиннадцатый" (сокр. 1976 - "Незримый мост"; 1979) - менее удачны, по сути являются перепевами его ранних произв.
Вл.Г.