(псевд. Дэвида Мак-Илвейна) (1921-)
Англ. прозаик, известный также произведения-ми др. жанров. Род. в Ливерпуле, там же окончил частный колледж; во время войны служил в Королевских ВВС. Демобилизовавшись, активно занялся журналистикой, работал в ред. мн. науч. и тех. журналов и корр. ведущих газет Великобритании; с нач. 1950-х гг. пишет НФ, детективы, радио- и телевизионные пьесы, сценарии. Первая НФ публикация - радиопьеса "Пути космоса" (1952), переписанная в роман "Пути космоса" [Spaceways] (1953; др. - "Спутник "Пути космоса" [Spaceways Satellite]); экранизирован (см. "Пути космоса").
Никогда не считавший себя полностью "жанровым писателем", М. тем не менее активно писал НФ в первое послевоен. десятилетие, занимая видное место в брит. "твердой" (естественнонаучной) НФ. Романтика и реализм ранних этапов освоения космоса (в частности, Луны) отражены в романе "Глубокий вакуум" [High Vacuum] (1956); особенно поп. среди брит. авторов глобальная катастрофа изображена в романе "Начался прилив" [The Tide Went Out] (1958; испр. 1977 - "Жажда!" [Thirst!]); идея антигравитации, как искривления пространства-времени в "др. сторону" (см. Гравитация) высказана и добросовестно использована для построения сюжета в "Отсчете" [Count-Down] (1959; др. - "Огонь прошлого в будущем" [Fire Past the Future]). Редкие вылазки М. на территорию "мягкой" (гуманитарной) НФ оказались успешными в трех случаях. Герой романа "Мозг мистера Сомса" [The Mind of Mr.Soames] (1961) до 30-летнего возраста не приходит в сознание, и тем не менее группа ученых пытается дать ему образование "во сне", что порождает неизбежные моральные проблемы (см. Мозг, Психология); экранизирован в 1969 г. как "Мозг мистера Сомса". Герой романа "Он завладел миром" [He Owned the World] (1960; др. - "Человек, который завладел миром" [The Man Who Owned the World]), подобно Спящему из романа Г. Уэлса, после долгого анабиоза наследует чуть ли не все богатства мира (см. Экономика). А в романе "Мир без мужчин" [World Without Men] (1958; испр. 1972 - "Альф" [Alph]) показано об-во, состоящее из одних женщин-клонов (см. Женщины в НФ, Секс и эротика). Роман "Побег" [Escapement] (1956; др. - "Человек, который не мог уснуть" [The Man Who Couldn't Sleep]) также экранизирован в 1957 г. как "Электронное чудовище", (др. - "Машина снов").
Вл.Г.
Др. соч.:
"Летящий во времени: рассказ о времени и пространстве" [Timeliner: A Story of Time and Space] (1955).
"Кризис в 2000" [Crisis 2000] (1955).
"Человек-изотоп" [The Isotope Man] (1957).
"Отговорка" [Subterfuge] (1959).
"Просчитанный риск" [Calculated Risk] (1960).
"Темнейшая из ночей" [The Darkest of Nights] (1962; др. - "Граница выживания" [Survival Margin]; испр. 1978 - "Большая смерть" [The Big Death]).
"Никогда не поднимай цену" [Never Let Up] (1964).
"З.В.Е.Р.: исследования по биологическому моделированию эволюции животных" [B.E.A.S.T.: Biological Evolutionary Animal Simulation Test] (1966).
"Фактор случайности" [The Random Factor] (1971).