ЛУПОФФ (LUPOFF), Ричард А.

А(ллен) (1935-)

Амер. прозаик, ред. и критик-литературовед. Род. в Бруклине (шт. Нью-Йорк), окончил Ун-т Майами в Корал-Гэйблсе (шт. Флорида) с дипломом бакалавра искусств; после службы в армии работал программистом, сценаристом и режиссером учебных программ фирмы IBM, ред. в изд-ве. Активный фэн с юных лет, Л. издавал фэнзин, рецензировал в журнале НФ "Алгол" (Algol), а также стал экспертом по комиксам и тв-ву Э. Берроуза; последнему посвящены две монографии Л.: "Эдгар Райс Берроуз: мастер приключений" [Edgar Rice Burroughs: Master of Adventure] (1965; испр. 1968; испр. 1975) и "Барзум: Эдгар Райс Берроуз и марсианское видение" [Barsoom: Edgar Rice Burroughs and the Martian Vision] (1976). С 1970 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Миллион столетий" [One Million Centuries] (1967; испр. 1981). Живет в Беркли (шт. Калифорния).

Ранние р-зы Л. составляют три серии: пародии на известных авторов НФ (под псевд. Ова Гамлет), объединены в сб. - "Священные документы по локомотиву" [Sacred Locomotive Files] (1971), "Бумаги Ова Гамлета" [The Ova Hamlet Papers] (1979); цикл "Рассказы с фабрики компьютеров" (см. Компьютеры); а также серия, проникнутая настроениями молодежной "контркультуры" 1970-х (хотя сюжетно это типичная "космическая опера"), - "С парнями из "Бентфин Бумер" на борту старушки "Новой Алабамы" (1972), "После сна" (1974), "На парусах по утреннему приливу" (1975) и "Подошла девчонка из "Бентфин Бумер"" (1976); последняя серия переписана в роман "Блюз "Космическая война" [Space War Blues] (1978).

В романе "На полюс!" [Circumpolar!] (1984) действие происходит в альтернативной истории, усложненной еще и "альтернативным" земным шаром, строение к-рого прямо следует из псевдонауч. концепции полой Земли (см. Псевдонаучные культы); однако для Л. это скорее остроумный прием, позволяющий построить увлекательное повествование о воздушных гонках асов нач. века - Хьюза, Линдберга, бр. Рихтхофен и Амелии Эркард - за право стать первым летчиком, пролетевшим Землю "насквозь" (наша планета представляет собой тор, или "мельничный жернов" с дыркой посередине); продолжение - "От Солнца!" [Countersolar!] (1986). Подобную НФ, не теряющую в привлекательности, несмотря на полную и заведомую науч. несостоятельность (см. Научность НФ), Т. Диш удачно назвал "малахронизмом" (от англ. mal - "плохой, неловкий, неудачный" и achronism - "вневременность"). В романе "Конец Солнца" [Sun's End] (1984) герой-японец, очнувшийся после анабиоза, обнаруживает, что превращен в сверхчеловека (см. Генная инженерия) и теперь полностью подготовлен к столкновению со сложным и далеким от "комфортности" миром 21 в.; продолжение - "Конец Галактики" [Galaxy's End] (1988). Увлечение автора яп. историей и культурой нашло отражение также в романе-фэнтези "Меч демона" [Sword of the Demon] (1977) (см. Боги и демоны, Мифология в НФ).

Из др. произв. Л. можно отметить: психол. роман о расщеплении личности у художника (см. Искусство, Психология) - "Тройной человек" [The Triune Man] (1976); роман "Чокнутый в небесах" [The Crack in the Sky] (1976; др. - "Холм дурака" [Fool's Hill]), в к-ром объединены демографическая и экологическая глобальные катастрофы (см. Демография, Экология); "пограничный" роман о женщине-оборотне "Лиза Кейн" [Lisa Kane] (1976) (см. Женщины в НФ, Зоология фантастическая, Сверхъестественное); а также написанный "в соавт." с Р. Хоуардом роман "героической фэнтези" - "Возвращение череполицего" [The Return of Scull-Face] (1977).

Вл.Г.

Др. соч.:
"В эфир" [Into the Aether] (1974).
"Песчаный мир" [Sandworld] (1976).
"Вечный город" [The Forever City] (1988).


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.