ЛЬЮИС, (LEWIS) К. С.

К(лайв) С(тэплз) (1898-1963)

Англ. прозаик, поэт, ученый-философ, теолог, литературовед, один из ведущих авторов НФ и фэнтези сер. 20 в.

Род. в Белфасте (Сев.Ирландия), учился в разл. частных колледжах, поступил в Оксфордский ун-т, где занимался лит-рой и философией, но вынужден был прервать учение в связи с нач. первой мировой войны; воевал в пехоте, был ранен. После окончания войны вернулся в Оксфорд, закончив его, остался преподавать язык и лит-ру в местном Магдален-колледже; в 1955 г. был избран проф. В Оксфорде, ставшем его домом на всю жизнь, Л. близко познакомился и подружился с Д. Толкиным и Ч. Уильямсом, организовав вместе с ними лит. кружок "Инклингов" (The Inklings); он автор солидных литературоведческих трудов, поэтических произв. и религ. соч. ("истинно верующий христианин", по словам самого Л., с 1929 г.). Почетный д-р лит-ры мн. европ. ун-тов, член Королевского об-ва. Автобиогр. - "Удивленный радостью: облик моей ранней жизни" [Surprised by Joy: The Shape of My Early Life] (1955).

В историю НФ Л. вошел классической трилогией о лингвисте д-ре Рэнсоме, в к-рой темы и приемы "твердой" (естественнонаучной) НФ органически сочетаются с религ.-мифол. аллегорией на тему противостояния вселенских Добра и Зла (см. Концептуальный переворот, Лингвистика, Мифология в НФ, Религия). В первых двух романах - "За пределами безмолвной планеты" [Out of the Silent Planet] (1938; рус. 1992; 1993) и "Переландра" [Perelandra] (1943; др. - "Полет на Венеру" [Voyage to Venus]; рус. 1993) - действие разворачивается соответственно на Марсе и Венере, находящихся в сфере действия неких высших "духовных сил" (см. Боги и демоны); правительница изобретательно выписанной, покрытой океанами Венеры - это "нов. Ева", а в роли Сатаны-соблазнителя, приводящего к грехопадению, выступает герой-ученый, что вполне соответствует последовательным филос. нападкам Л. на "науч. гуманизм", иными словами, на антигуманность совр. науки (см. Антиинтеллектуализм в НФ, Женщины в НФ, Секс и эротика). Последняя "антисциентистская" тенденция усилена в заключительном романе трилогии - "Мерзейшая мощь" [This Hideous Strength] (1945; сокр. 1955; др. - "Планета под пыткой" [The Tortured Planet]; рус. 1993), действие к-рого разворачивается на Земле, а образы ученых, поддержанных пр-вом во всех их античеловечных начинаниях (в частности, разрушении экологии планеты), представлены откровенно карикатурно - один из "злодеев" явно "списан" с Г. Уэллса (см. Пастораль, Технологии); все три книги объединены в один том - "Космическая трилогия" [The Cosmic Trilogy] (1990). В целом трилогия Л., богатая стилистически и "мифол.", остается одним из выдающихся достижений НФ сер. 20 в.

Статус классика Л. завоевал также и в области дет. лит-ры (см. Детская НФ), к-рую он обогатил серией сказочных романов о королевстве Нарния; в этих книгах традиционные элементы сказки и фэнтези сочетаются с приемами НФ (иные измерения, параллельные миры, путешествия во времени).
Серия состоит из романов -
"Лев, колдунья и платяной шкаф" [The Lion, the Witch and the Wardrobe] (1950; рус. 1978),
"Принц Каспиан" [Prince Caspian] (1951; рус.1991),
"Плавание "Покорителя Зари" [The Voyage of the "Dawn Treader"] (1952; рус.1991 - "Покоритель Зари", или Плавание на край света"),
"Серебряное кресло" [The Silver Chair] (1953; рус.1991),
"Конь и его мальчик" [The Horse and His Boy] (1954; рус.1991),
"Племянник волшебника" [The Magician's Nephew] (1955; рус.1991 - "Племянник чародея"), "Последняя битва" [The Last Battle] (1956; рус.1991); ряд произв. переизд. попарно.

Переводы произв. цикла составили сб. -
"Нарния" (рус.1991),
"Хроники Нарнии" (рус. 1991),
"Сказочные повести" (рус.1991).
В книгах о Нарнии также присутствуют элементы религ. назидательности, но для мн. юных читателей они остаются незамеченными, "подавленными" искусно сплетенным сюжетом и незаурядной фантазией автора, достойного наследника "оксфордских традиций" (от Л. Кэрролла до Д. Толкина).

Два произв. Л. представляют собой фэнтези для взрослого читателя - христ. аллегория на тему Рая и Ада, "Великий развод" [The Great Divorce] (1945) и пересказанный миф об Купидоне и Психее (см. Мифология в НФ), "Пока у нас не будет лиц" [Till We Have Faces] (1956); однако они значительно уступают трилогии о Рэнсоме и циклу о Нарнии. Взгляды Л. на НФ изложены в его беседе с Б. Олдиссом и К. Эмисом, помещенной в сб. эссе и публицистических выступлений писателя - "Вне других миров" [Off Other Worlds] (1966).

Вл.Г.

Лит.:
Chad Walsh "C.S.Lewis: Apostle to the Sceptics" (1949).
Roger Lancelyn Green "C.S.Lewis" (1963; rev. 1969).
Clyde S.Kilby "The Christian World of C.S.Lewis" (1964).
"Light on C.S.Lewis" (ed. by Jocelyn Gibb) (1965).
"Shadows of Imagination: The Fantasies of C.S.Lewis, J.R.R.Tolkien and Charles Williams" (ed. by Mark R.Hillegas) (1969).
Peter Kreeft "C.S. Lewis: A Critical Essay" (1969).
William Luther White "The Image of Man in C.S.Lewis" (1969).
Douglas Gilbert & Clyde S.Kilby "C.S.Lewis: Images of His World" (1973).
Kathryn Ann Lindskoog "C.S.Lewis: Mere Christian" (1973).
Roger Lancelyn Green & Walter Hooper "C.S.Lewis: A Biography" (1974).
Anne Arnott "The Secret Country of C.S.Lewis" (1974).
Corbin S.Carnell "Bright Shadows of Reality: C.S.Lewis and the Feeling Intellect" (1974).
P.Holmer "C.S.Lewis: The Shape of His Faith and Thought" (1976).
"The Longing for a Form: Essays on the Fiction of C.S.Lewis" (ed. by Peter J.Schakel) (1977).
Lionel Adey "C.S.Lewis's "Great War" with Owen Barfield" (1978).
Humphrey Carpenter "The Inklings: C.S.Lewis, J.R.R.Tolkien, Charles Williams, and Their Friends" (1978).
Gilbert Meilaender "The Social and Ethical Thought of C. S. Lewis" (1978).
Chad Walsh "The Literary Legacy of C.S.Lewis" (1979).
"C.S.Lewis at the Breakfast Table, and Other Reminiscences" (ed. by James T. Como) (1979).
Walter Hooper "Past Watchful Dragons: The Narnian Chronicles of C.S.Lewis" (1979).
Martha C.Sammons "A Guide through Narnia" (1979).
Peter J.Schakel "Reading with the Heart: The Way into Narnia" (1979).
Paul F.Ford"Companion to Narnia" (1980).
Evan K.Gibson "C.S.Lewis, Spinner of Tales: A Guide to His Fiction" (1980).
Thomas Howard "The Achievement of C.S.Lewis: A Reading of His Fiction" (1980).
Donald E.Glover "C.S.Lewis: The Art of Enchantment" (1981).
Margaret Patterson Hannay "C.S. Lewis" (1981).
Robert Houston Smith "Patches of Goodlight: The Patterns of Thought of C.S.Lewis" (1981).
Walter Hooper"Through Joy and Beyond: A Pictorial Biography of C.S.Lewis" (1982).
Brian Murphy "C.S.Lewis" (1983).
Michael D. Aeschliman "The Restitution of Man: C.S.Lewis and the Case Against Scientism" (1983).
Peter J.Schakel "Reason and Imagination in C.S.Lewis' "Till We Have Faces" (1984).
Dabney Adams Hart "Through the Open Door: A New Look at C.S.Lewis" (1984).
Brian Sibley "Shadowlands: The Story of C.S.Lewis and Joy Davidman" (1985).
Joe R.Christopher "C.S.Lewis" (1986).
David Barrat "C. S.Lewis and His World" (1987).
Colin Manlove "C.S.Lewis: His Literary Achievements" (1987).
A.N.Wilson "C.S.Lewis: A Biography" (1990).
"Word and Story in C.S.Lewis" (ed. by Peter Schakel & Charles A. Huttar) (1992).
David S.Downing "Planets in Peril: A Critical Study of C.S.Lewis's Ransom Trilogy" (1992).


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.