(1931-)
Яп. прозаик, журналист, сценарист и кинорежиссер, ведущий автор нац. НФ. Род. в Осаке, окончил Гос. ун-т в Киото с дипломом специалиста по классической итал. лит-ре, работал ред. экономического журн., управляющим на фабрике, репортером на радио, журналистом. Первая НФ публикация - повесть "Мир - Земле" (1961; рус. 1967). Живет в Осаке.
Успех пришел к К. сразу же после повести-дебюта, в к-рой некое ведомство "надзора за будущим" оказывается ответственным за поражение Японии в августе 1945 г.; теме альтернативной истории, тесно связанной с войной (в особо обостренном восприятии автора-японца), посвящены также одно из лучших произв. писателя, повесть "Черная эмблема сакуры" (196.; рус. 1966), и р-з "Повестка о мобилизации" (196.; рус. 1969). Довольно скоро К. почувствовал вкус к коммерчески беспроигрышным бестселлерам, в осн., эксплуатируя тему глобальной катастрофы, и заслужил репутацию самого читаемого яп. писателя-фантаста не только на родине, но и в мире (последнему немало способствовали экранизации его произв.). В романе "День возрождения" (1964) брит. военные проводят секретные эксперименты с вирусом, к-рый (не без помощи сов. шпиона) "улетучиваются" из лаборатории и уничтожают почти все население планеты (см. Биология, Медицина); экранизирован (см. "Вирус").
Самым известным по сей день произв. К. остается монументальный роман "Погружение Японии" (1973; рус. 1977 - "Гибель Дракона"), предельно реалистично и обстоятельно живописующий гибель страны в результате геол. катаклизма (серия землетрясений и извержений вулканов, вызвавших погружение Яп. архипелага на дно океана) и психол. реакцию персонажей на неотвратимо надвигающуюся гибель; несмотря на столь мрачный и детально обоснованный - научно и художественно - прогноз, роман стал рекордсменом среди бестселлеров; успешной оказалась и беспрецедентная по постановочному размаху экранизация (см. "Гибель Японии"). Меньшими масштабами характеризуется глобальная катастрофа в романе "Исчезновение Токио" (1985), в к-ром яп. столица, внезапно отрезанная от всего мира, пытается выжить в отсутствие систем коммуникаций (см. Города). Совсем в ином ключе написан роман "До свидания, Юпитер" (1982), посвященный планам ученых по превращению планеты-гиганта в миниатюрное Солнце с целью сделать обитаемой большую часть Солнечной системы (см. Планетарная инженерия); идея, предварившая аналогичую в романе "2010: одиссея-2" А. Кларка ; сценарий и режиссура фильма "Пока, Юпитер" (1984) осуществлены самим К. "Герой" романа "Галерея Ничто" (1987) - бессмертный искусственный интеллект, исследующий странный космич. феномен протяженностью в световые годы (см. Бессмертие, Интеллекроника, Масштабы пространственные и временные в НФ). Среди др. романов К. выделяются: "У границы бесконечного потока" (1966), причудливо объединяющий темы параллельных миров, "прогрессорства", эволюции; "Похитители завтрашнего дня" (196.; рус. 1970), герой к-рого - инопланетянин, принявший облик существа из нар. фольклора и обладающий, среди прочих, двумя редкими способностями: погружать мир в безмолвие и "замораживать" все взрывчатые вещества (см. Оружие).
Р-зы К. составили сб.: "Мир - Земле" (1963), "Завтра больше не приснится" (1972); во "Временах Хокусая" (196.; рус. 1967) путешествия во времени позволяют очно встретиться с великим художником прошлого (см. Искусство); проблемам урбанизации посвящена остроумная новелла "Камагасаки 2013 года" (196.; рус. 1969) (см. Города); в р-зе "Продается Япония" (196.; рус. 1969) саркастически перевернута вверх дном нынешняя ситуация со скупкой японцами недвижимости и шоу-бизнеса в США (см. Экономика); оригинальному искусству посвящена поэтичная новелла "Цветы из дыма" (19..; рус. 1970).
На рус. яз. переведены также р-зы:
"Бумага или волосы" (19..; рус. 1967),
"Вызов высоте" (19..; рус. 1970),
"Голова быка" (19..; рус. 1970),
"Да здравствуют предки" (19..; рус. 1969),
"День Луны" (19..; рус. 1970),
"Канун банкротства" (19..; рус. 1970),
"Когда вам грустно..." (19..; рус. 1970),
"Копают" (19..; рус. 1970),
"Новый товар" (19..; рус. 1969),
"Покинутые" (19..; рус. 1970),
"Праздник цветов" (19..; рус. 1970),
"Проект закона о взятках" (19..; рус. 1970),
"Развоплощенная" (19..; рус. 1969),
"Сказка" (19..; рус. 1970),
"Смерть Бикуни" (19..; рус. 1971),
"Теперь, так сказать, свои..." (19..; рус. 1969),
"Уничтожение чудовищ" (19..; рус. 1970),
"Хаотическая комедия" (19..; рус. 1967);
большинство переводов составило сб. "Похитители завтрашнего дня" (1970).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Японские апачи" (1964).
"Дети тьмы" (1970).
"Кто наследует человечеству?" (1972).
"Человек, повернувшийся к Земле" (1973).