КИНГ (KING), Стивен

(Бахман, Ричард) (1947-)

Амер. прозаик, более известный произв. в жанре "лит-ры ужасов", в к-ром ныне считается бесспорным лидером. Род. в Портленде (шт. Мэн), где живет и по сей день. По окончании Ун-та шт. Мэн работал дворником, работником на мельнице и в прачечной, учителем языка и лит-ры в школе; с 1974 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Стеклянный этаж" (1967).

Хотя К. начал лит. карьеру с произв. "канонической" НФ, в дальнейшем он переключился на жанр "лит-ры ужасов" и совр. готического романа, в к-рых прославился как один из самых удачных коммерческих авторов США (все его последние книги, практически без исключений, неизменно занимают первые строки списков бестселлеров, а общий тираж произв. приближается к 100 млн. экз.); тем не менее элементы НФ и фэнтези присутствуют во мн. его романах и р-зах. В романах - "Кэрри" [Carrie] (1974; рус. 1993), "Мертвая зона" [The Dead Zone] (1979; рус. 1984; 1987) и "Воспламеняющая взглядом" [Firestarter] (1980; рус. 1986, 1992; др. - "Несущая огонь") - герои наделены разл. формами экстрасенсорного восприятия, вступая в конфликт, соответственно с жестокими одноклассниками и матерью - религ. фанатичкой; "серийным убийцей" и фашиствующим политиканом; секретными службами (см. Политика, Религия). В первом и третьем романах герои - дети, находящиеся в постоянной психол. конфронтации с черствым и бездушным миром взрослых (поп. мотив у К.); герой второй книги может провидеть будущее (см. Предвидение, Психология). Как и большинство произв. К., все три романа успешно экранизированы (см. "Воспламеняющая взглядом", "Кэрри", "Мертвая зона").

Определенная моральная дидактичность писателя в полной мере достигла пика в его самом амбициозном романе "Остановка" [The Stand] (1978; доп. 1990; рус. 1993 - "Армагеддон"; экранизирован), в к-ром вселенская битва Добра и Зла разыгрывается на территории сегодняшней Америки; кульминацией этого "христ. романа" становится уничтожение сил Зла (они стерты с лица земли вместе с Лас-Вегасом, где "окопались") с помощью божьего провидения, принявшего облик ядерной боеголовки (см. Апокалипсис, Мессии, Мистицизм и оккультизм, Религия, Ядерная война).

Более локальное столкновение доброго и злого начал представлено в романе "Кристина" [Christine] (1983; рус. 1993; экранизирован), "героиней" к-рого является "одержимая" автомашина, жестоко мстящая мучителям своего возлюбленного-хозяина (см. Машина, Сверъестественное).

На первый взгляд "легковесный" роман "Томминокеры" [The Tommyknockers] (1987; рус. 1993; др. - "Проклятье подземных призраков"; экранизирован) начинается в духе "Пикника на обочине" А. и Б. Стругацких - случайной находкой артефакта инопланетян, меняющей весь уклад жизни провинциального города в шт. Мэн, а заканчивается более близкими тв-ву К. "ужасами".

Из др. произв. К. выделяется роман "Темная половина" [The Dark Half] (1989; рус. 1993; экранизирован) - мрачная притча на тему о том, как alter ego писателя - его псевд. - начинает жить собственной жизнью.
Сам К. пользовался псевд. Ричард Бахман в своих ранних НФ романах -
"Ярость" [Rage] (1977; рус. 1995),
"Длинный путь" [Long Walk] (1979; рус. 1995),
"Дорожные работы" [Roadwork] (1981; рус. 1995),
"Бегущий человек" [The Running Man] (1982; рус. 1993);

объединены в один том - "Книги Бахмана: четыре ранних романа Стивена Кинга" [The Bachman Books: Four Early Novels by Stephen King] (1985); последний роман экранизирован (см. "Бегущий человек"); а также "Худей" [Thinner] (1984; рус. 1993 - "Худеющий")

"Чистая" фэнтези К. представлена серией "Темная башня":
"Стрелок" [The Gunslinger] (1982; рус. 1995),
"Извлечение троих" [The Drawing of the Three] (1987; рус. 1995 - "Двери между мирами");
"Бесплодные земли" [The Waste Lands] (1991; рус. 1996; др. - "Пустоши");
и романом для детей "Глаза дракона" [Eyes of the Dragon] (1984; испр. 1987; рус. 1993).

Повести и рассказы К. включены в сб. -
"Ночная смена" [Night Shift] (1978),
"Времена года" [Different Seasons] (1982) - содержащий: "Рита Хейворт в Шоушенкской тюрьме" (рус. 1990; 1991; др. - "Домашний адрес: тюрьма"; экранизирован), "Способный ученик" (рус. 1990, 1991), "Труп" (рус. 1993), "Метод глубокого дыхания" (Брит. премия фэнтези-83; рус. 1994),
"Шоу с мурашками по телу" [Creepshow] (1982),
"Команда скелетов" [Skeleton Crew] (1985),

"Четыре после полуночи" [Four Past Midnight] (1990; рус. 1993 - "Четверть после полуночи") - содержащий: "Лангольеры", "Потаенное окно, потаенный сад", "Полицейский из библиотеки", "Солнечный пес".

Выделяются р-зы:
"Ночная смена" (1978; рус. 1990; экранизирован),
"Поют ли мертвые?" (1981; Всемирная премия фэнтези-82),
"Текст-процессор богов" (1983; рус. 1987; 1990 - "Всемогущий текст-процессор"; др. - "Компьютер богов");

на рус. яз. также переведены:
"Адова кошка" (19..; рус. 1993; экранизирован),
"Бабуля" (19..; рус. 1993),
"Баллада о гибкой пуле" (19..; рус.1990; др. - "Баллада о блуждающей пуле", "Блуждающая пуля"),
"Весна в Нью-Шароне" (19..; рус. 1992),
"Восставший Каин" (19..; рус. 1993),
"Грузовики" (1973; рус. 1987; экранизирован),
"Грузовик дяди Отто" (19..; рус.1992),
"Давилка" (19..; рус.1992; экранизирован),
"Дело доктора Ватсона" (19..; рус. 1995),
"Дети кукурузы" (19..; рус. 1989; др. - "Кукурузные дети"; экранизирован),
"Долгий Джонт" (19..; рус. 1993),
"Дом, который растет на вас" (19..; рус. 1995),
"Дом на Мейпл-стрит" (19..; рус. 1995),
"Женщина в комнате" (19..; рус. 1994),
"Извините, ошиблись номером" (19..; рус. 1995),
"Иногда они возвращаются" (19..; рус.1991; экранизирован),
"И пришел бука" (19..; рус.1991),
"Кадиллак" Долана" (19..; рус. 1995)
"Карниз" (1976; рус. 1987; экранизирован),
"Конец света" (19..; рус. 1995),
"Корпорация "Бросайте курить" (1978; рус. 1987; экранизирован),
"Кратчайший путь для мисс Тодд" (19..; 1993; др. - "Короткая дорога миссис Тодд"),
"Крауч-энд" (19..; рус. 1995),
"Кроссовки" (19..; рус. 1995),
"Люди десятого часа" (19..; рус. 1995),
"Мой хорошенький пони" (19..; рус. 1995),
"Невинная жертва" (19..; рус.1992),
"Нечто серое" (19..; рус. 1993),
"Ниже голову" (19..; рус. 1995)
"Нищий и алмаз" (19..; рус. 1995)
"Нона" (19..; рус.1992),
"Ночной прибой" (19..; рус. 1994),
"О'кей, мальчик из колледжа" (19.., 1994),
"Обезьяна" (19..; рус.1992),
"Оставшийся в живых" (19..; рус.1992),
"Отражение смерти" (19..; рус. 1993),
"Плот" (19..; рус.1992),
"Поле боя" (1972; рус. 1981; 1985; др. - "Сражение"),
"Посвящение" (19..; рус. 1995)
"Поселение Иерусалим" (19..; рус. 1993),
"Последнее расследование Амни" (19..; рус. 1995)
"Последняя ступенька" (1978; рус. 1987),
"Пятая четверть" (19..; рус. 1995),
"Роды на дому" (19..; рус. 1995),
"Рубильщик" (1972; рус. 1990 - "Мэнглер");
"Свадебный джаз" (19..; рус.1991),
"Сезон дождей" (19..; рус. 1995),
"Человек, который никому не подавал руки" (19..; рус.1991),
"Я - дверной проем" (19.., рус. 198., 1991 - "Чужие глаза"; др. - "Чужими глазами"),
"Я знаю, чего ты хочешь" (19..; рус.1991).

"Туман" [The Fog] (1985; рус. сокр. 1988, 1992) - несмотря на сходство названий и сюжетов, формально не имеет отношения к известному фильму реж. Д. Карпентера.

Большинство переводов составило сб. -
"Мертвая зона" (рус.1987),
"Похоронная компания" (рус.1991),
"Избранное" в 3-х тт. (тт.1-3 - рус.1992),
"Коллекция трупов" (рус.1992),
"Монстр" (рус.1992),
"Сияние" (рус.1992).

Взгляды К. на лит-ру, в к-рой он столь успешно творит, изложены в лит.-критической книге "Танцы в стиле макабр" [Danse Macabre] (1981; "Хьюго"-82).

Вл.Г.

Др. соч.:
"Сейлемс-Лот" [Salem's Lot] (1975; рус. 1993 - "Салимов удел"; др. - "Судьба Иерусалима"; экранизирован).

"Сияние" [The Shining] (1977; рус. 1992, др. - "Светящийся", "Сияющий", "Монстр", "Монстры", "Странствующий дьявол", "Свечение", "Ясновидящий") экранизирован С.Кубриком (см. "Сияние").

"Куджо" [Cujo] (1981; Брит. премия фэнтези-82; рус. 1993; экранизирован).
"Кладбище домашних животных" [Pet Sematary] (1983; рус. 1993; др. - "Кладбище домашних любимцев"; экранизирован).
"Цикл оборотня" [Cycle of the Werewolfe] (1983; рус. 1995; экранизирован).
С Питером Страубом - "Талисман" [The Talisman] (1984; рус. 1993).
"Оно" [It] (1986; Брит. премия фэнтези-87; рус. 1993; экранизирован).
"Мизери" [Mysery] (1987; рус.1992; экранизирован).
"Необходимые вещи" [Needful Things](1991; рус. 1995; экранизирован).
"Игра Джеральда" [Gerald's Game] (1992; рус. 1994).
"Долорес Клейборн" [Dolores Caiborn] (1993; рус. 1995; экранизирован).
Бессонница [Insomnia] (1995; рус. 1996).

Лит.:
"Fear Itself: The Horor Fiction of Stephen King" (ed. by Tim Underwood & Chuck Miller) (1982).
Douglas E. Winter "Stephen King" (1982).
Douglas E.Winter "Stephen King: The Art of Darkness" (1984; rev. 1986).
Michael R. Collings "Stephen King As Richard Bachman" (1985).
Michael R.Collings & David Engebretson "The Shorter Works of Stephen King" (1985).
"Discovering Stephen King" (ed. by D. Schweitzer) (1985).
Michael R.Collings "The Many Facets of Stephen King" (1986).
"Kingdom of Fear: The World of Stephen King" (ed. by Tim Underwood & Chuck Miller) (1986).
Michael R.Collings "The Stephen King Phenomenon" (1987).
"Bare Bones: Conversations on Terror with Stephen King" (1988).
"Feast of Fear: Conversations on Terror with Stephen King" (1989).
"The Stephen King Companion" (ed. by George Beahm) (1989).
Anthony Magistrale "The Moral Voyages of Stephen King" (1990).
Stephen J.Spignesi "The Shape Under the Sheet: The Complete Stephen King Encyclopedia" (1991).
George Beahm "The Stephen King Story: A Literary Profile" (1991).
"The Dark Descent: Essays Defining Stephen King's Horrorscope" (ed. by Tony Magistrale) (1992).
Toni Magistrale "Stephen King, The Second Decade: Danse Macabre to The Dark Half" (1992).


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.