(1914-1995)
Видный аргентинский прозаик, поэт, эссеист, более известный произв. др. жанров; один из ведущих представителей лат.-амер. школы "фантаст. реализма" и зап. интеллектуальной прозы. Род. в оккупированном немцами Брюсселе (Бельгия), детство провел в Буэнос-Айресе, где поступил на лит.-филос. ф-т ун-та, но через год был вынужден оставить учебу и начать зарабатывать на жизнь. Работал сел. учителем, преподавателем ун-та в Мендосе (там примкнул к политич. движению "антиперонистов"); после возвращения в столицу устроился на работу в Книж. палату. В 1951 г., получив диплом переводчика, уехал в Париж, где прожил всю оставшуюся жизнь (сначала работал в ЮНЕСКО, затем полностью переключился на лит. деятельность). Печататься начал с 1946 г., дебютировав поэтическими р-зом "Захваченный дом" (рус.1971).
Р-з-дебют К., в к-ром семейная пара неудержимо вытесняется из своего дома невидимыми пришельцами, положил нач. тв-ву, в к-ром реальность всегда перемешана с миром фантаст., мифол., ирреальным, а герои постоянно совершают путешествия во времени и в иные измерения. Хотя писателя никогда не ассоциировали с жанром НФ и фэнтези, он, подобно Х. Борхесу, А. Бьой Касаресу, Г. Гарсиа Маркесу и К. Фуэнтесу, оказал большое влияние на мн. совр. писателей-фантастов (особенно тех, кто тяготеет к фантастике интеллектуальной). Большинство р-зов К. составило сб. - "Бестиарий" [?????] (1951), "Конец игры" [?????] (1956), "Секретное оружие" [?????] (1959). Герой "Заколоченной двери" (1956; рус.1971), слыша за стеной крики ребенка, обнаруживает, что на самом деле слышит какую-то иную личность "внутри себя" (см. Дети, "Внутренний космос", Психология); а герой одного из лучших р-зов писателя, "Аксолотль" (1956; рус.1971), попытавшись разгадать тайну заворожившего его обитателя океана, сам превращается в морское существо (см. Зоология фантастическая). Рафинированные меломаны в р-зе "Менады" (19..; рус.1971) под влиянием "высокой" музыки неожиданно превращается в обезумевшую толпу, готовую растерзать маэстро (см. Искусство). Филигранная новелла "Южное шоссе" (1966; рус.1970; 1971), "посвященная", на первый взгляд, обыкновенной дорожной пробке, на поверку оказывается многоплановой притчей-метафорой всей зап. жизни (см. Транспорт).
На рус. яз. также переведены р-зы, содержащие фантаст. элементы: "Автобус" (19..; рус.1971), "Все огни - огонь" (19..; рус.1990), "Другое небо" (19..; рус.1971), "Записки в блокноте" (19..; рус.1990), "Зверинец" (19..; рус.1990), "Лето" (19..; рус.1990), "Маленький рай" (19..; рус.1985), "Непрерывность парков" (19..; рус.1990), "Ночью на спине, лицом кверху" (19..; рус.1971), "Письмо в Париж одной сеньорите" (19..; рус.1990), "Сеньорита Кора" (19..; рус.1971; др. - "Дальняя. Дневник Коры Оливе), "Слюни дьявола" (1959; рус.1971); последний р-з послужил основой для известного фильма М.Антониони "Крупным планом". Большинство переводов составило сб. - "Другое небо" (рус.1971), "Избранное" (рус. 1979), "62. Модель для сборки. Рассказы" (рус.1985).
Из др. произв. выделяются: сатирический сб. "Жизнь хронопов и фамов" [?????] (1962; рус. фрагм. 1971, 1978), героями к-рого являюися вымышленные существа, живущие в "реальном" Буэнос-Айресе; роман "Игра в классики" [Rayuela] (1963; рус.1986), в к-ром критики усмотрели связь с "Человеком из подполья" Ф. Достоевского; роман-коллаж "62. Модель для сборки" [?????] (1968; рус.1985).
Вл.Г.
Лит. (выборочно):
G. de Cola "Cortazar y el hombre nuevo" (1968).