Д(эвид) Г(ай) (1930-)
Англ. прозаик. Род. в Лондоне, после окончания колледжа Челтенхэм служил в армии, работал электриком в театре, на мебельной фабрике, коммивояжером, докером, почтальоном; с 1969 г. работал ред. в изд-ве; с 1981 г. - профес. писатель. Первая публикация - радиопьеса "Все завершено полностью" (1956). С 1981 г. живет в США.
Большинство произв. К., к-рый никогда не был "чисто жанровым" автором, посвящено близкому будущему, предпочтение в них отдается не НФ идеи или сюжету, а психол. состоянию героев, нюансам человеческих взаимоотношений (см.Психология). Тем не менее начал К. с "фантаст.-политич." романов: в романе-дебюте "Качество сострадания" [The Quality of Mercy] (1965; испр. 1970) описаны последствия противостояния Востока и Запада, включая заговоры с целью использования биол. оружия для "окончательного решения" проблемы перенаселения (см. Демография, Политика), а в романе "Прощай, благословение Земли" [Farewell, Earth's Bliss] (1966; испр. 1971) группа "асоциальных" диссидентов отправлена в ссылку на Марс; др. диссиденты сражаются против консерваторов, душащих науч. и соц. прогресс, в "Электрическом крокодиле" [The Electric Crocodile] (1970; др. - "Стальной крокодил" [The Steel Crocodile]). Герои "Синтеудовольствия" [Synthajoy] (1968), хирург и изобретатель, нашли способ записывать на пленку эмоциональные впечатления одаренных людей с целью последующей продажи пленок тем, кто ничем не выделяется и хотел бы сопереживать "счастливчикам"; использование их метода помогает раскрытию преступления (см. Изобретения и открытия, Криминология, Медицина). Инопланетяне, несущие Слово Божье жителям Земли, сатирически изображены в романе "Миссионеры" [The Missionaries] (1972) (см. Мессии, Религия, Сатирическая НФ).
Наиб. известность принес К. психол. роман "Продолжающаяся Кэтрин Мортенхоу" [The Continuous Katherine Mortenhoe] (1974; др. - "Недремлющее око" [The Unsleeping Eye], "Вахта смеpти" [Death Watch]). В будущем, где практически исключены заболевания, репортер с имплантированными телекамерами фиксирует весь процесс умирания сорокалетней женщины; увидев на экране снятый "материал", он приходит к выводу о полной творческой неудаче (предполагавшийся объективно-реалистическим, "фильм" получился бессмысленным и лишенным сострадания, а потому лживым); роман в 1979 г. экранизирован франц. режиссером Б. Тавернье как "Наблюдение за смертью" (см. Искусство, Медицина, Спорт и досуг) В романе-продолжении "Окна" [Windows] (1979) продолжаются муки совести героя: лишенный своих "глаз"-камер, он сам превращается в аналогичного испытуемого, за страданиями к-рого наблюдают праздные обитатели бездушной утопии. Еще две саркастические "утопии" представлены в романах "Влияния" [Ascendancies] (1980) и "Игра Скаддера" [Scudder's Game] (нем. 1985 - Германия; 1988); в первом земляне неожиданно получают "дар небес" - нов. источники энергии, имеющие, однако, фатальные побочные эффекты. В соавт. с Джоном Гриббином К. написал роман "Рагнарёк" [Ragnarok] (1991), герой к-рого - ученый - устраивает в близком будущем "ядерную зиму" (всего лишь с целью "подтолкнуть" ядерное разоружение) (см. Глобальная катастрофа, Ядерная война).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Молчаливое большинство" [The Silent Multitude] (1966; испp. 1971).
"Дворец" [Palace] (1969).
"Хронокулы" [Chronocules] (1970; др. - "Горячие беспроволочные приборы, таблетки аспирина, картонные бока коробков из-под спичек и еще что-то, напоминающее касторовое масло" [Hot Wireless Sets, Aspirin Tablets, the Sandpaper Sides of Used Matchboxes, and Something That Might Have Been Castor Oil]).
"Обычное безумие" [A Usual Lunacy] (1979).