КЛАРК (CLARKE), Артур Ч.

: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/fantastika3000/data/www/fantastika3000.ru/includes/unicode.inc on line 311.

Ч(арлз) (1917-)

Видный англ. прозаик и популяризатор науки, один из ведущих совр. писателей-фантастов. Род. в Майнхэде (гр. Сомерсет), после окончания школы приехал в Лондон, где работал аудитором в казначействе и активно участвовал в деятельности брит. фэндома; во время второй мировой войны служил на радарной станции Королевских ВВС в чине лейтенанта. После войны с отличием окончил Королевский колледж в Лондоне (по физике и математике). Пред. Брит. межпланетного об-ва (в 1946-47 и 1950-53 гг.). Писать начал после войны, с одинаковым успехом выступив в НФ и науч.-поп. лит-ре (К. сожалел, что вовремя не запатентовал идею космич. спутников связи, высказанную им в одной из статей); единственный "нефантаст." роман К. - "Путь слежения" [Glide Path] (1963), посвященный истории открытия радара. Лауреат Междунар. премии по фантастике (International Fantasy Award) за книгу "Исследование космоса" [The Exploration of Space] (1951) и премии Калинги (ЮНЕСКО) за достижения в популяризации науки (1962). Почетный д-p колледжа Бивеp в Гленсайде (шт. Пенсильвания). Hагpажден Оpденом Бpит. импеpии (1989). C 1950 г. - професс. писатель. Первые НФ публикации - "Амбразура" (1946) и "Спасательный отряд" (1946; рус. 1966). В 1956 г. К. переехал в Шри-Ланку (Цейлон); с нач. 1960-х гг. - гражданин Шри-Ланки. Живет в Коломбо (Шри-Ланка). Автобиогр. - "Взгляд из Серендипа" [View from Serendip] (1978) и "Удивительные дни: научно-фантастическая автобиография" [Astounding Days: A Science Fictional Autobiography] (1989).

Ранние произв. К. не выходили за рамки "популяризаторской" НФ, приемы и клише к-рой были выработаны в амер. журналах. НФ. Первые романы - "Прелюдия к космосу" [Prelude to Space] (1951; дp. - "Хозяин космоса" [Master of Space], "Космические мечтатели" [The Space Dreamers]) и "Пески Марса" [The Sands of Mars] (1951; рус.сокр. 1964; сокр. 1965) - посвящены пропаганде космических полетов и сюжетно построены вокруг того или иного науч. открытия (см. Изобретения и открытия, Марс); пример детской НФ - роман "Острова в небе" [Islands in the Sky] (1952), в к-ром действие происходит на орбитальной космич. станции (см. Дети). Однако в последующих р-зах и романах К. расширил сферу своих поисков, обратившись (правда, все теми же изобразительными средствами "твердой" (естественнонаучной) НФ) к философии и религии. Его тв-во отмечено дуализмом, сообщающим произв. глубину и недосказанность, свойственные филос. прозе: трезвый рационалист и "сциентист", непримиримый борец с псевдонаучными. культами, К. в то же время - автор самых запоминающихся произв. мировой НФ, в к-рых человечество сталкивается с непознаваемыми "высшими силами" или само эволюционирует в трансцендентное "сверхчеловечество" (объясняемое, однако, В духе науч. концепций - Сверхразума, эволюции и т.п.).

Р-зы К. составили сб.: "Экспедиция на Землю" [Expedition to Earth] (1953); заглавный р-з (в оригинале - "Урок истории" - 1949; рус. 1965); "Достичь завтрашнего дня" [Reach for Tomorrow] (1956), "Истории из "Белого оленя" [Tales from the White Hart] (1957), "По ту сторону неба" [The Other Side of the Sky] (1958); заглавная повесть (1957; рус. 1965); "Рассказы десяти миров" [Tales of Ten Worlds] (1962), "Прелюдия к Марсу" [Prelude to Mars] (1965), "Девять миллиардов имен Бога" [The Nine Billion Names of God] (1967); титульный р-з (1953; рус. 1974; 1966 - "Девять миллиардов имен") - остроумная притча об Апокалипсисе, наступившем, как только супеp-компьютер, путем механического перебора "вышел" на истинное имя Всевышнего (см. Боги и демоны, Кибернетика, Концептуальный переворот, Лингвистика, Религия); "Лучшее Артура Кларка" [The Best of Arthur C. Clarke] (1973); большинство р-зов К. объединено в гигантском сб. "Более чем одна Вселенная: собрание рассказов Артура Кларка" [More than One Universe: The Collected Stories of Arthur C.Clarke](1991). Герой одного из лучших р-зов К., "Звезда" (1955; "Хьюго"-56; рус. 1964; 1965), - иезуит, участник экспедиции к планете, погибшей во время взрыва сверхнов., к-рую на Земле увидели, как Вифлеемскую звезду (см. Религия); под парадоксальным углом зрения рассмотрены проблемы эволюции в р-зе "Одержимые" (1952; рус. 1970; 1970; др. - "Сверкающие"), экологии - в р-зах "Движущая сила" (19..; рус. 1970) и "До Эдема" (1961; рус. 1964; 1965), (см. Венер а); экзотической внеземной. жизни - в р-зе "Из солнечного чрева" (1958; рус. 1963); также выделяются: "Стена Мрака" (1949; рус. 1965) - филос. фантазия на тему иных измерений, "Стрела времени" (1952; рус. 1971; 1970) (см. Путешествия во времени), "Безжалостное небо" (1967; рус. 1974); герой последней новеллы - инвалид, благодаря достижениям технологии получивший возможность участвовать в альпинистском инопланетном восхождении (см. Спорт и досуг).

На рус. яз. также переведены р-зы:
"Абсолютная мелодия" (1957; рус. 1970),
"Абсолютное превосходство" (1951; рус. 1982),
"Бросок на Луну" (1956; др. - "Зеленая загадка", "Робин Гуд, член Королевского общества"; рус. 1962; 1965),
"Все вpемя миpа" (1952; pус 1990),
"Встреча на заре истории" (19..; рус.1991),
"Второй Мальмстрем" (1961; рус. 1969),
"Двое в космосе" (19..; рус.1979),
"Доклад о 3-й планете" (195.; рус. 1965),
"Забытый враг" (19.., рус.1991; 1991),
"Завещание Джеффри" (19..; рус.1990),
"Завтра не наступит" (1954; рус. 1980; 1982; др. - "Завтрашнего утра не будет"),
"И если я, Земля, тебя забуду..." (1951; рус. 1988),
"Из контрразведки" (1957; рус. 1962; 1966; др. - "Утечка информации"),
"Карантин" (1977; рус. 1980),
"Кассета бессмертия" (19..; рус.1974),
"Колыбель на орбите" (1959; рус. 1965),
"Космический Казанова" (1958; рус. 1966; 1992),
"Кто там?" (1958; рус.1964; 1965),
"Лето на Икаре" (1962; рус. 1964; 1966),
"Луч возмездия" (19..; рус.1975),
"Наследство" (1948; рус.1978),
"Немезида" (19..; рус. 1987; 1991),
"Ох, уж эти туземцы!" (1951; рус. 1970),
"Охота на крупную дичь" (1954; рус. 1970),
"Очевидно, так оно и будет" (195.; рус.1967),
"Пацифист" (1956; рус. 1957),
"Пожалуйста, тише" (1954; рус.1972),
"По ту сторону неба" (1956; рус. 1963),
"Преступление на Марсе" (1960; рус. 1969; 1969 др. - "Неувязка со временем"),
"Прятки" (1949; рус.1990),
"Рекламная кампания" (1956; рус.1966; 1992),
"С кометой" (1960; рус. 1966, 1965; др. - "На хвосте у кометы"),
"Следы на песке" (195.; рус. 1967),
"Смерть и сенатор" (1961; рус. 1965),
"Созвездие Пса" (1962; рус. 1965),
"Солнечный удар" (1966; рус.1966; 1979),
"Спасательный отряд" (1946; рус. 1966),
"Техническая ошибка" (1946; рус. 1966; 1966),
"Ф - значит Франкенштейн" (1963; рус. 1973 - "Зазвонил телефон"),
"Юпитер Пять" (1953; рус. 1968; 1968; др. - "Пятый Юпитера");
большинство пеpеводов составило сб. -
"Лунная пыль" [A Fall of Moondust] (1965),
"Большая глубина. Рассказы" (1966),
"2001: Космическая одиссея" (1970),
"Конец детства" (рус.1991),

"Космическая одиссея" (рус.1991),
"Космическая Одиссея 2001 года. Пески Марса. Рассказы" (рус. 1992),
"Одиссея длиною в жизнь" (рус.1991),
"Остров дельфинов. Большая глубина". Рассказы" (рус.1992),
"Свидание с Рамой. Город и звезды" (рус.1992),
"Ушедшие в Комарру" (рус.1992).

Вершиной тв-ва К. стали два романа, опубл. в сер. 1950-х гг. и ныне считающиеся классикой НФ; оба представляют развитие филос. идей Пьеpа Тейяра де Шардена и О. Стэплдона (работы последнего К. ценит очень высоко). Ранний роман "Против прихода ночи" [Against the Fall of Night] (1948; 1953; рус. 1991 - "Не дай наступить ночи"), объединенный под одной обложкой с повестью "Лев из Комарры" (1949; рус.1992 - "Ушедшие в Камарру") - "Лев из Комарры" и "Против прихода ночи" [The Lion of Comarre and Against the Fall of Night] (1968), - переписан К. в роман "Город и звезды" [The City and the Stars] (1956; рус. 1989, 1991), ставший одним из самых ярких примеров концептуального переворота в НФ. В далеком будущем герой, юный житель полностью автоматизированного города под куполом, недоволен "статичностью" существования "идеального" об-ва; после мн. приключений он выбирается из города, обнаруживает иную утопию ("натуральную", стоящую ближе к природе), а затем находит звездолет. инопланетян, оставленный миллионы лет назад, летит на нем к звездам и открывает истинную цель инопланетного эксперимента, ставящего целью контролировать эволюцию человечества (см. Автоматизация, Бессмертие, Дети). Тонкое сопоставление и анализ двух типов утопий, а также пронизывающее книгу настроение (трансцендентальный "зов звезд") делают роман не только одной из лучших книг К., но и всей мировой НФ; интересное продолжение "в соавт. с К." написал Г. Бенфорд - "После прихода ночи" [Beyond the Fall of Night] (1990).

Второй роман, "Конец детства" [Childhood's End] (1950 - "Ангел-хранитель"; 1953; рус. сокр. 1988; доп.1991), также посвящен эволюционной перспективе человечества. Космич. "стражи" земной цивилизации, не спрашивая согласия землян, "отменили" войны, неравенство и соц. несправедливость, установив утопию (долгое время они не показывают своего "лица", т.к. однажды уже были на Земле в прошлом и научены горьким опытом: именно с них, наделенных собственной эволюцией рогами, хвостами и копытами, люди впоследствии "нарисовали" в воображении дьявола). Позже, когда начали рождаться гениальные дети-мутанты, обладающие экстрасенсорным восприятием, выяснилось, что это была только первая часть плана по подготовке человечества к высшей эволюционной стадии - "приобщению" его к трансцендентному Сверхразуму (см. Боги и демоны, НЛО, "Прогрессорство").

По сравнению с этими произв. К. все последующие уступали в размахе, филос. глубине и в худож. исполнении. Романы 1950-60-х гг. -
"Свет Земли" [Earthlight] (1951; 1955),
"Большая глубина" [The Deep Range] (1954; доп. 1957; рус. 1966),
"Лунная пыль" [A Fall of Moondust] (1961; рус. сокр. 1964; фрагм.1964; 1965),
а также две книги детской НФ - роман "Остров дельфинов" [Dolphin Island] (1963; рус. сокр. 1966; 1967) и сб. "О времени и о звездах" [Of Time and Stars] (1973) - представляют собой добротную фантастику "ближнего прицела" (см. Зоология. фантастическая, Луна, Океан).

Только благодаря кинофантастике К. вернулся к темам и масштабам двух своих гл. романов: его ранний р-з "Страж" (1951; рус.1973 - "Часовой") был взят С.Кубриком за основу одного из лучших НФ фильмов - "2001: космическая одиссея", а К. переписал сценарий в роман "2001: космическая одиссея" [2001: A Space Odyssey] (1969; рус. 1970; 1970 - в переводе опущена последняя глава); история работы над фильмом изложена К. в книге "Потерянные миры 2001-го" [The Lost Worlds of 2001] (1972). Заметно уступающий фильму, роман рассказывает о находке на Луне артефакта инопланетян и об экспедиции к Юпитеру (см. Космические полеты, Освоение космоса, Солнечная система), во время к-рой неожиданно взбунтовался бортовой компьютер (см. Интеллектроника); единственный оставшийся в живых член экипажа достигает цели, встречается с неведомым Сверхразумом и в качестве его "нематериального" посланца - Звездного мальчика - отправляется на Землю для предотвращения назревающей ядерной войны (см. Дети). Продолжения -
"2010: одиссея-2" [2010: Odyssey Two] (1982; рус. фрагм. 1984; 1989-90; 1991); экранизирован (см. "2001: космическая одиссея")
и "2061: одиссея-3" [2061: Odyssey Three] (1988; рус.1991)

- менее интересны (хотя имели коммерческий успех, окончательно утвердив за автором репутацию безотказного "поставщика бестселлеров").
Возвращение К. в НФ (в нач. 1970-х гг.) бурно приветствовалось читателями (что нашло выражение в перманентной "оккупации" его книгами списков бестселлеров и лавине высших наград), хотя уровень "Города и звезд" и "Конца детства" так и не был превзойден.
В "Свидании с Рамой" [Rendezvous with Rama] (1973; "Хьюго" -74; "Небьюла" -73; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-74; Брит. премия НФ-74; рус. 1976) Солнечную систему посещает гигантский автоматический инопланетный звездолет; продолжение (в соавт. с Джентри Ли) - "Рама-II" [Rama-II] (1989; рус. 1994),

"Сад Рамы" [The Garden of Rama] (1991; рус. 1995)
и "Рама явленный" [Rama Revealed] (199.; рус. 1996).

Роман "Имперская Земля: фантазия о любви и раздорах" [Imperial Earth: A Fantasy of Love and Discord] (1975) - менее удачен, хотя содержит любопытные рассуждения о взаимоотношениях "метрополии" - Земли с колониями, черных. дырах, клонах, а также будущих сексуальных нравах (см. Секс. и. эротика).

Место действия "Фонтанов Рая" [The Fountains of Paradise] (1979; "Хьюго"-80; "Небьюла"-79; рус. 1980; 1981) - Шри Ланка, где строится "космич. лифт" (см. Изобретения. и. открытия, Освоение. космоса,. Технологии).
Ранняя романтическая повесть "Песни далекой Земли" (1958; рус. 1967) переписана в роман "Песни далекой Земли" [The Songs of Distant Earth] (1986), герои к-рого, после того как взорвавшееся Солнце уничтожило Землю, странствуют в космосе с помощью нов. "квантового" двигателя и находят "натуральную" утопию в одной из колоний (см. Звезды, Космические полеты, Пастораль, Сверхсветовые скорости, Физика). Среди др. книг последнего периода: - "Колыбель" [Cradle] (1988 - в соавт. с Джентри Ли), "Дух Великих Отмелей" [The Ghost from the Grand Banks] (1990); поздние р-зы и повести включены в сб. - "Солнечный ветер" [The Wind from the Sun] (1972) и "Истории с планеты Земля" [Tales from Planet Earth] (1990);
р-з "Солнечный ветер" (1963; рус. 1966; 1966) - посвящен описанию космич. гонок под "солнечным парусом" (см. Спорт. и. досуг); в повести "Встреча с медузой" (1971; "Небьюла"-72; рус. 1976; 1977) киборг- исследователь сталкивается с экзотическими формами внеземной жизни в атмосфере Юпитера (см. Зоология фантастическая, Солнечная система). В 1986 г. Ассоциация американских писателей-фантастов присудила К. титул "Великий мастер".

Размышления К. о перспективах развития цивилизации составили одну из лучших футурологических книг 1960-х гг. - "Черты будущего" [Profiles of the Future] (1962; доп. 1973; рус. 1966); др. прогноз дан в книге "20 июля 2019 г. Жизнь в 21-м веке" [July 20, 2019. Life in the 21st Century] (1986) (cм. Футурология); статьи и воспоминания включены в сб. "1984: Весна, выбор будущего" [1984: Spring, A Choice of Futures] (1984).

Вл.Г.

Лит.:
"Arthur C.Clarke" (ed. by Martin H.Greenberg & Joseph D.Olander) (1977).
George E.Slusser "Space Odysseys of Arthur C.Clarke" (1978).
Eric Rabkin "Arthur C. Clarke" (1979).
John Hollow "Against the Night, the Stars: The Science Fiction of Arthur C. Clarke" (1983).
Neil McAleer "Odyssey: The Authorized Biography of Arthur C.Clarke" (1992).


Дополнительные материалы:

Вл. Гаков. "Одиссея человечества"


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.