ХЕРБЕРТ (HERBERT), Фрэнк

(Патрик) (1920-1986)

Амер. прозаик, один из ведущих авторов НФ 1960-80-х гг. Род. в Такоме (шт. Вашингтон), окончил Ун-т шт. Вашингтон в Сиэттле, работал репортером и ред. неск. газет на Зап. побережье США, преподавал в Ун-те шт. Вашингтон (в Сиэттле), работал консультантом по экологическим вопросам в Фонде Линкольна, а также во Вьетнаме и Пакистане. Первая публикация - "Что-то ищете?" (1952).

После десятка НФ р-зов, прошедших почти незамеченными, и удачного первого романа о психол. проблемах у экипажа субмарины близкого будущего - "Дракон в море" [Dragon in the Sea] (1955 - "Под давлением"; 1956; др.- "Субмарина XXI века" [21st Century Sub], "Под давлением" [Under Pressure]; рус. 1995) - Х. приобрел всемирную известность, в осн., благодаря серии романов о песчаной планете Дюна.


Повести "Мир Дюны" (1963-64; рус. 1990) и "Пророк Дюны" (1965) были объединены в роман "Дюна" [Dune] (1965; "Хьюго"-66; "Небьюла"-65; рус.1992), ставший бесспорной классикой совр. НФ (в результате опроса в журн. "Локус" назван лучшим НФ романом всех времен); экранизирован (см. "Дюна"). Это один из самых многослойных совр. НФ романов, удачно совмещающий: галактическую интригу в квазифеодальном (в "исламском" варианте) далеком будущем (см. Галактическая федерация,. Истории будущего, Политика), романтизированную биографию харизматического лидера-мессии - изгнанника, воина, политика и пророка Пола Муад'диба (по тону и психол. глубине напоминающая дилогию Генриха Манна о короле Генрихе IV); один из самых комплексных и запоминающихся миров НФ (песчаная планета Арракис, или Дюна, где добывается уникальное Снадобье, позволяющее генетически трансформированным чл. Космич. гильдии совершать межзвездные космические полеты-прыжки), и где обитают гигантские песчаные черви, играющие значительную роль в местной экологии); и мн. др. темы и проблемы, к-рые Х. сумел органично соединить в своего рода сагу, беспрецедентную по охвату и вымышленному культурно-историч. фону, сообщающему доп. глубину нарисованному фрагм. галактической истории (см. Автоматизация, Биология, Война, Генная инженерия, Зоология фантастическая, История в НФ, Климат, Масштабы пространственные и временные в НФ, Сверхсветовые скорости, Сверхчеловек, Экстрасенсорное восприятие).

После менее успешного романа-продолжения - "Мессия Дюны" [Dune Messiah] (1969; рус.1992), в к-ром разрабатывается в осн., тема дворцовой интриги, заговоров и борьбы за власть (см. Политика), нац. бестселлером стал третий роман, - "Дети Дюны" [Children of Dune] (1976; рус. 1993), повествующий о наследниках Пола Муад'диба; три романа объеденены в один том - "Великая трилогия Дюны" [The Great Dune Trilogy] (1979). На волне коммерческого успеха Х. закончил еще три книги серии - "Бог-Император Дюны" [God Emperor of Dune] (1981; рус. 1993), "Еретики Дюны" [Heretics of Dune] (1984; рус. 1993) и "Глава дома Дюны" [Chapter House Dune] (1985; рус. 1995); объединены в один том - "Вторая великая трилогия Дюны" [The Second Great Dune Trilogy] (1987);

переводы первых двух романов серии составили сб. "Дюна. Мессия Дюны" (рус.1992). Последние книги теперь уже "семейно-династической" саги только разрабатывают и углубляют ранее намеченные сюжетные линии, сообщая мало качественно нового (исключением является интересное развитие тем клонов и планетарной инженерии); в целом цикл о Дюне остается самым амбициозным и масштабным (и в то же время коммерчески успешным) творением совр. НФ.

Богатство выписанного автором "фона" (история Дюны и более общая галактическая хронология, политич. устройство, природа, религия, культура, язык и т.п.) позволили группе исследователей под ред. У.. Мак-Нелли создать не менее амбициозную "Энциклопедию Дюны" [The Dune Encyclopedia] (1984), мистифицированную под реальный науч. труд, якобы созданный спустя тысячелетия после событий, описанных в книгах цикла.

Хотя слава Х. с конца 1960-х гг. базируется в значительной мере на серии "Дюна", его перу принадлежит неск. не менее интересных романов (хотя и не таких масштабных и потому объективно оказавшихся "в тени" его гл. творения). Вместе с Й. Уотсоном писатель остается одним из самых серьезных исследователей темы разума (инопланетного, искусственного, эволюционировавшего "коллективного" и пр.) в совр. англоязычной НФ. В "Зеленом мозге" [The Green Brain] (1966; рус. 1993) это коллективный разум насекомых (см. Биология); в "Улье Хеллстрёма" [Hellstrom's Hive] (1973; рус. 1993 - "Муравейник Хеллстрома") - самом успешном после цикла о Дюне произв. Х. - "коллективными насекомыми" становятся люди, обитатели подземной "евгенической утопии" (напоминающей кошмары Е. Замятина и др. великих авторов антиутопии); роман имеет мало общего с известным НФ фильмом "Хроники Хеллстрёма"; более удачным оказывается эксперимент по "выращиванию" сверхразума в др. изолированной утопии -коммуне - из романа "Барьер Сантароги" [The Santaroga Barrier] (1968; рус. 1995); наконец, в дилогии - "Высеченная звезда" [Whipping Star] (1970; испр.1977; рус. 1993 - "Звезда под бичом"), и "Эксперимет Досади" [The Dosadi Experiment] (1977; рус. 1996 - "Досадийский эксперимент") - Х. представляет причудливый инопланетный разум, к-рым, оказывается, обладают звезды (см. Живые миры).

Обнаружившийся еще в "Дюне" устойчивый интерес Х. к проблемам религии можно проследить на примере ряда также интересных книг. Бортовой компьютер звездолета в романе "Цель: пустота" [Destination: Void] (1966) в результате собственных "метафиз." умозаключений приходит к выводу, что сам является Богом (см. Боги и демоны, Интеллектроника, Философия); тема развита в трилогии (написанной в соавт. с Биллом Рэнсомом) - "Инцидент с Иисусом" [The Jesus Incident] (1979), "Эффект Лазаря" [The Lazarus Effect] (1983), "Фактор вознесения" [The Ascension Factor] (1988); - и в стоящем особняком романе "Создатели бога" [The God Makers] (1960 - "Священники пси"; испр. 1972; рус. 1993).

Из др. произв. можно отметить: связанные общей темой бессмертия романы - "Глаза Гейзенберга" [The Eyes of Heisenberg] (1966; рус. 1993) (см. Генная инженерия) и "Творцы небес" [The Heaven Makers] (1968; рус. 1995 - "Создатели небес"); и роман "Белая чума" [The White Plague] (1982; рус. 1996), безумный герой к-рого - "антифеминист", уничтожающий всех женщин на планете (см. Женщины в НФ, Феминистская НФ). Романы "Прямой десант" [Direct Descent] (1981) и "Человек двух миров" [Man of Two Worlds] (1986 - в соавт. с сыном, Брайном Х.) - представляются малоудачными.

Р-зы Х., большинство из к-рых было написано до нач. 1970-х гг., вошли в сб. - "Миры Фрэнка Херберта" [The Worlds of Frank Herbert] (1970; доп. 1971), "Книга Фрэнка Херберта" [The Book of Frank Herbert] (1973), "Лучшее Фрэнка Херберта" [The Best of Frank Herbert] (1975; сокр. 1976 - "Лучшее Фрэнка Херберта: 1952-1970" [The Best of Frank Herbert: 1952-1970]; доп. 1977 - т.1: "Лучшее Фрэнка Херберта: 1952-1964" [The Best of Frank Herbert: 1952-1964], т.2: "Лучшее Фрэнка Херберта: 1965-1974" [The Best of Frank Herbert: 1965-1974]), "Священники Пси" [The Priests of Psi and other stories] (1980), "Глаз" [Eye] (1985).

На рус. яз. переведены р-зы:

  • "Без ограничений" (19..; рус.1996),
  • "Гнездостроители" (19..; рус.1996),
  • "Крысиные гонки" (19..; рус.1995),
  • "Нежданная встреча в пустынном месте" (19..; рус.1995),
  • "Нечто азартное" (19..; рус.1995),
  • "Оккупационные силы" (19..; рус.1995),
  • "Пассаж для фортепиано" (19..; рус.1995),
  • "По книге" (19..; рус.1996),
  • "Пустышка" (19..; рус.1995),
  • "Семенной фонд" (19..; рус.1991).
  • "Синдром власти" (19..; рус.1995),
  • "Утраченные собаки" (19..; рус.1995),
  • "Что-нибудь ищете?" (19..; рус.1995),

Вл.Г.

Др. соч.:

  • "Ловец душ" [Soul Catcher] (1972; рус. 1995).
  • Сб. стих. Х. - "Песни Муад'диба: поэзия Фрэнка Херберта" [Songs of Muad'Dib: The Poetry of Frank Herbert](1992).

Лит.:

  • George E.Slusser "Frank Herbert: Prophet of Dune" (1978).
  • David M.Miller "Frank Herbert" (1981).
  • Timothy O'Reilly "Frank Herbert" (1981).
  • "The Maker of Dune: Insight of a Master of Science Fiction" (ed. by Tim O'Reilly) (1987).
  • "The Notebooks of Frank Herbert's Dune" (1988).


Дополнительные материалы

Библиография Ф. Херберта (О. Колесников, 1991)


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.