Л(еонард) (1915-)
Амер. прозаик и специалист-патентовед, один из ярких представителей "мягкой" (гуманитарной) НФ.
Род. в Колорадо-Сити (шт. Техас), окончил столичный Ун-т Джорджа Вашингтона с дипломом юриста, работал в Нац. бюро полезных ископаемых, патентоведом в одной из фирм. Первая публикация - "Ловушка времени" (1948). Живет в Кларксвилле (шт. Мэриленд).
С первых опубл. произв. Х. обнаружил устойчивый интерес к парадоксам-"хроноклазмам" и трансцедентальным превращениям (часто приводящим к физ. смерти и последующему возрождению в некоей "высшей" реальности), связанным с путешествиями во времени (см. Бессмертие, Мистицизм и оккультизм); развитие этих парадоксов у Х. обычно нетривиально и разительно отличается от "лобовых" решений его коллег, в частности, высоко почитаемого им А. Ван-Вогта.
Наиб. успех принесла писателю повесть "Роза" (1953); вместе с двумя др. - "Новая реальность" (1950) и "Шахматисты" (1953) - включена в сб. "Роза" [The Rose] (1966); героиня - композитор, балерина и психотерапевт - также претерпевает загадочные трансформации (физ. и психические), вызванные редким заболеванием и оказавшиеся первыми проявлениями "переходного состояния" к нов. этапу эволюции (см. Биология, Музыка, Психология, Сверхчеловек); повесть интересна жесткой постановкой вопроса об изначальной, по мнению автора, взаимной "враждебности" науки и искусства.
Два известных романа Х. - "Полет во вчерашний день" [Flight into Yesterday] (1949; доп. 1953; испр.1992; др. - "Парадоксальные люди" [The Paradox Men]) и "Кольцо Риторнеля" [The Ring of Ritornel] (1968) - представляют собой утонченную и сложную интеллектуальную игру, компонентами к-рой становятся самые разнообразные идеи и сюжетные ходы НФ, от дворцовых интриг на др. планетах (см. Миры НФ) до Апокалипсиса и последних гипотез космологии; оба романа отличают подчернуто "муз." построение (см. Музыка) и граничащее с излишеством богатство деталей ("широкоэкранное барокко" - по определению Б. Олдисса).
Нов. период активности Х.-фантаста пришелся на конец 1980-х гг., хотя последние романы писателя более прямолинейны в использовании традиционных НФ тем и сюжетных поворотов. "Катализатор" [Catalyst] (1980) - почти реалистический роман об ученом, изобретающем средство против нов. пандемии (см. Глобальная катастрофа, Медицина) и сражающемся против науч. бюрократии (см. Наука); в приключенческом романе "Волчья голова" [Wolfhead] (1977-78; 1978) изображен мир после катастрофы, в к-ром повторяется история Орфея и Эфридики (см. Мифология в НФ, Ядерная война); "героями" двух романов - "Жар-птица" [Firebird] (1981) и "Венецианский суд" [The Venetian Court] (1984) - являются совершенные компьютеры (см. Криминология); герой "Мрачных снов" [Lurid Dreams] (1990) - бесплотный путешественник во времени - встречается с Э. По (см. Путешествия во времени); действие романа "Красный мир" [Redworld] (1986) происходит на гипотетическая планете, вращающейся вокруг звезды Барнарда (см. Астрономия и астрофизика).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Хроно" [Krono] (1988).
"Лунное правосудие" [Lunar Justice] (1991).