ГАНН (GUNN), Джеймс Э.

: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/fantastika3000/data/www/fantastika3000.ru/includes/unicode.inc on line 311.

Э(двин) (1923-)

Амер. прозаик и ученый-литературовед. Род. в Канзас-Сити (шт. Миссури), окончил Ун-т шт. Канзас в Лоуренсе, там же защитил дисс. и с 1974 г. работает проф. и директором центра по изучению НФ. Во время второй мировой войны служил в резерве ВМС США; по окончании ее работал ред. в изд-ве; писать начал в конце 1940-х гг. Первая публикация - "Коммуникации" (1949 - под псевд. Эдвин Джеймс). Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1970-72). Президент Ассоциации "Исследователи научной фантастики" (1980-82). Живет в Лоуренсе (шт. Канзас).

<

Как писатель-фантаст, Г. начинал с традиционных "космических опер", усиленных соц. или филос. проблематикой: герой романа "Этот мир-крепость" [This Fortress World] (1955; рус. 1994) борется против репрессивной религии в далеком будущем (см. Антиинтеллектуализм в НФ); достигший бессмертия китаец манипулирует человечеством ради его же спасения в "Звездном мосте" [Star Bridge] (1955 - в соавт. с Д. Уильямсоном). Однако с публикацией "Творцов удовольствий" [The Joy Makers] (1955; 1961) и "Бессмертных" [The Immortals] (1955-60; 1962; рус. 1994) Г. заявил о себе как о мастере соц. НФ; в первой антиутопии новейшие достижения психологии и медицины позволяют доставлять населению неограниченное физиологическое удовольствие и т. о. полностью контролировать индивидуумов (тема, близкая "Хищным вещам века" А. и Б. Стругацких ); во втором романе ставится проблема: нравственно ли обладать бессмертием (им обладает группа мутантов, скрывающаяся в подполье от "желающих приобщиться") за счет др., лишенных этого дара? Популярность романа привела к рождению телефильма "Бессмертный" (1969) (см. Телевидение НФ); перу Г. принадлежит новеллизация сценария - "Бессмертный" [The Immortal] (1970).

Успех снискал роман Г. "Слушающие небо" [The Listeners] (1968-72; 1972), герои к-рого - астрономы, занятые поисками сигналов от космич. цивилизаций (см. Астрономия. и астрофизика, Контакт, Наука); реализм в описании труда ученых, взаимоотношений творцов и администраторов, яркие образы (см. Женщины. в НФ) в сочетании с атмосферой тоски и меланхолии (неизбежной в эксперименте, результата к-рого можно ожидать столетие) превратили роман Г. в заметное явление 1970-х гг. Жизни науч. и университетского сооб-ва посвящены также романы "Горение" [The Burning] (1972) и "Кампус" [Kampus] (1977) (см. Антиинтеллектуализм в НФ, Близкое будущее). Интерес Г. к соц. проблематике проявился в двух значительных, хотя и полярных по настроению, романах последнего десятилетия: открытие механизма памяти в "Мечтателях" [The Dreamers] (1977 - "Если я тебя забуду"; доп. 1980; др. - "Повелитель мозга" [The Mind Master]) приводит автора к мрачным выводам относительно нов. возможности манипуляций с личностью (см. Психология); в более оптимистичном "Кризисе!" [Crisis!] (1986) путешествия во времени позволяют целенаправленно "подталкивать" развитие об-ва в нужном направлении (см. "Прогрессорство", Социология).

Лучшие р-зы Г. представлены в сб. - "Станция в космосе" [Station in Space] (1958) (см. Освоение космоса), "Будущее несовершенно" [Future Imperfect] (1964), "Час ведьм" [The Witching Hour] (1970), "Точка разрыва" [Breaking Point] (1972); в заглавной новелле последнего (1955) невыносимое телепатическое воздействие со стороны инопланетян люди принимают за галлюцинации (см. Телепатия, Экстрасенсорное восприятие); "Некоторые сны кошмарны" [Some Dreams Are Nightmares] (1974), "Конец снов" три коротких романа о космосе, счастье и бессмертии" [The End of the Dreams: Three Short Novels About Space, Happiness and Immortality] (1975).

На рус. яз. переведены р-зы:
"Девушки, сработанные по науке" (196.; рус. 1979),
"Здравый смысл" (19..; рус.1991),
"Рождество каждый день" (196.; рус. 1972);
"Человек, который видел будущее" (19..; рус.1991);
"Где бы ты ни был" (1953; рус. 1967) - озорная совр. фэнтези в духе "Олеси" А. Куприна.

Начиная с сер. 1970-х гг., Г. все чаще выступает как критик, историк и преподаватель курсов НФ; в отличие от мн. коллег, его подход к НФ отличается историзмом и общекультурной эрудицией (лауреат премии "Пилигрим" Ассоциации "Исследователи научной фантастики" за 1976 г.). Г. - автор монографий: "Открытие будущего: пути развития научной фантастики" [The Discovery of the Future: The Ways Science Fiction Developed] (1975) и "Айзек Азимов: основания научной фантастики" [Isaac Asimov: The Foundations of Science Fiction] (1982; Хьюго-83) (см. А. Азимов), а также сб. критических статей - "Внутри научной фантастики: эссе о фантастической литературе" [Inside Science Fiction: Essays on Fantastic Literature](1992) и "Альтернативных миров: иллюстрированной истории НФ [Alternate Worlds: The Illustrated History of Science Fiction"] (1975; "Хьюго" -76); кроме того, он ред.-составитель "Новой энциклопедии научной фантастики" [The New Encyclopedia of Science Fiction] (1988) и незаконченной 5-томной университетской хрестоматии "Дорога к научной фантастике" [The Road to Science Fiction] (тт. 1-4 - 1977-82) (см. Библиографии и справочники, Критика и литературоведение).

Вл.Г.

Др. соч.:
"Маги" [The Magicians] (1954 - "Грехи магов"; 1976).
"Тигр! Тигр!" [Tiger! Tiger!] (1983).


Дополнительные материалы:

Дж. Ганн. Библиография (О. Колесников, 1991)


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.