(1928-)
М. называют одним из лидеров лат.-амер. "фантаст. реализма" - лит. течения, дань к-рому отдали, среди проч., Х. Борхес, А. Бьой Касарес, К. Фуэнтес и Х. Кортасар; в произв. авторов этого движения бытовой реализм виртуозно объединяется с мифом и фантастикой, отчего вся окружающая реальность предстает как грандиозный миф - "мир фантаст. реальности" (по словам самого М.). Всемирную известность принес писателю масштабный филос. роман-притча "Сто лет одиночества" [Cien anos de soledad] (1967 - Аргентина; рус.1970; 1973) - пронизанное мифол. и фантаст. элементами история рода Буэндиа, населявшего затерянный городок Макондо; фактически, это калька с вселенской Истории человечества - со времен грехопадения и первого убийства до эпохи раннего капитализма (см. История в НФ, Мифология в НФ). Герой др. знаменитого романа М. - "Осень патриарха" [El otono del patriarca] (1975 - Мексика, Испания; рус.1978) - не просто обобщенный портрет лат. -амер. диктатора, но и некий фантасмагорический образ почти бессмертного властителя-оборотня, называвшего себя "генералом Вселенной" и "властелином времени" (см. Бессмертие, Политика).
Ряд новелл М. также содержат фантаст. элементы. Сюжет "Самого красивого утопленника в мире" (1972; рус.1979) напоминает известный р-з Д. Балларда (см. Масштабы пространственные и временные в НФ); стилистически-совершенный р-з (написанный одним-единственным предложением "длиной" в половину авторского листа) "Последнее путешествие корабля-призрака" (1972; рус.1979) - своеобразное переложение легенды о "Летучем Голландце" (см. Океан); а р-з о визите на Землю ангела "Очень старый человек с огромными крыльями" (1972; рус.1979) - напоминает "Чудесное посещение" Г. Уэллса (см. Боги и демоны, Религия). В целом, тв-во М., не принадлежащее НФ и фэнтези, оказало на оба жанра влияние, к-рое трудно переоценить.
Вл.Г.Лит. (выборочно):
В.Земсков "Габриэль Гарсия Маркес" (1986).