В(ернер) (1927-)
Нем. прозаик и ред., известный также активной деятельностью в науч.-поп. лит-ре, ведущий автор НФ ФРГ. Род. в Вене (Австрия), закончил Венский ун-т, где изучал химию, физику, психологию и философию, там же защитил дисс. по теоретической физике. Переехав в Мюнхен, работал инженером, вел один из первых курсов "компьютерной эстетики" в Мюнхенском ун-те; работал ред. в ведущих нем. изд-вах НФ - "Гольдман" (Goldmann) и "Хайне" (Heyne). Начал печатать собственную НФ с 1953 г. Живет в Мюнхене.
Известность Ф. принесли его первые, остроумные и парадоксальные, НФ р-зы (часто - миниатюры в пол-страницы), в осн. составившие сб. - "Зеленая комета" [Der grune Komet] (1960), "Экспедиция за светом" [Fahrt zum Licht] (1962).
Более поздние р-зы включены в сб. -
"Наследники Эйнштейна" [Einsteins Erben] (1972),
"Возвращение Заратустры" [Zarathustra kehrt zuruck] (1977),
"Рай в 3000 году" [Paradies 3000] (1981),
"Дыхание Солнца" [Der Atem der Sonne] (1986),
"Зеркало мысли" [Spiegel der Gedanken] (1990).
На рус. яз. переведены р-зы:
"Авария" (19..; рус. 1986),
"Анклавы" (19..; рус. 1979),
"Бегство и убежище" (19..; рус. 1986),
"Второй экземпляр" (19..; рус. 1986),
"Добро пожаловать домой" (19..; рус. 1986),
"Задание" (19..; рус.1991),
"Зеркало" (19..; рус.1991),
"Зрелище" (рус. 1991),
"Изменение курса" (19..; рус.1991),
"Изобретение" (19..; рус. 1986),
"История Берри Уинтерстайна" (19..; рус. 1986),
"Киборг по имени Джо" (1978; рус. 1986),
"Клеопатра III" (19..; рус. 1986),
"Контроль над мыслями" (19..; рус. 1986),
"Координаторша" (19..; рус. 1986),
"Маневры" (19..; рус. 1986),
"Мутация" (19..; рус. 1986),
"Мы хотим видеть Дариуса Миллера" (19..; рус. 1986),
"Наследники Эйнштейна" (1972; рус. 1986),
"На Уран и обратно" (19..; рус. 1986),
"Огненные змеи" (19..; рус. 1986),
"Ошибки прошлого" (19..; рус. 1985),
"Павлины" (19..; рус.1991),
"Папа Джо" (рус.1991),
"Паразит поневоле" (19..; рус. 1986),
"Подчиненные" (19..; рус. 1986),
"Пожиратель калиьция" (19..; рус. 1986),
"Полет в неизвестность" (19..; рус. 1986),
"Посадка" (19..; рус.1991),
"Препарат No.261" (19..; рус.1991),
"Проект "Время" (19..; рус. 1986),
"Прошлое и будущее" (19..; рус.1991),
"Психотерапия" (19..; рус. 1988),
"Рай" (19..; рус. 1986),
"Решение" (19..; рус.1991),
"Самоуничтожение" (19..; рус. 1986),
"Сигналы из темного поля" (19..; рус. 1986),
"Спасение I" (19..; рус. 1986; др. - "Спасение"),
"Темная планета" (19..; рус. 1986)
"Экспедиция" (19..; рус.1990).
Большинство переводов включено в сб. -
"Игрек-минус" (1986),
"Клетка для орхидей" (рус.1991),
"Стеклянная западня" (рус.1991).
В нач. 1960-х гг. Ф. неожиданно "выстрелил" обоймой из оригинальных романов-антиутопий, на долгие годы ставшие эталоном для нац. НФ (и по сей день остающимися вершиной тв-ва писателя); все вместе они представляют автора как "неутомимого адского конструктора, предлагающего читателю один проект технократической преисподней за другим" (Ф.Роттенштайнер). В романе "Сеть мысли" [Das Gedankennetz] (1961) Ф. следует традиции Е. Замятина и Д. Оруэлла, изображая мир-застенок, где строгой регламентации подлежит также и сфера подсознательного (а самым страшным криминалом признается наличие фантазии, воображения) (см. Мозг, Психология). Герои "Клетка для орхидей" [Der Orchideenkafig] (1961; рус. сокр. 1984; доп.1991) сталкиваются на др. планете с отвратительной "растительной" утопией, наступившей после того, как гедонистическое стремление к комфорту побудили цивилизацию переложить решение вообще всех проблем на машины; "люди", на долю к-рых остались одни наслаждения, по сути превратились в стагнирующие растительные организмы (см. Автоматизация, Спорт и досуг, Эволюция). Милитаристская "утопия"-казарма построена в "Стеклянной западне" [Die Glassfalle] (1962; рус.1991), а сложный и многоплановый роман "Башня из слоновой кости" [Der Elfenbeinturm] (1965; рус.1991) представляет собой как бы причудливую смесь всех перечисленных антиутопий.
Среди др. произв. Ф. выделяется роман "Зона-нуль" [Zone Null] (1970), действие к-рого развертывается в мире после катастрофы. Опустошительная мировая война на долгие годы изолировала "зоной-нуль" - областью сплошных разрушений две колонии выживших; основной конфликт романа построен на сравнении и противопоставлении двух антиутопий - тоталитарной и анархистско-гедонистской (см. Концептуальный переворот, Политика, Секс и эротика, Социология), представляющих собой очевидный намек на актуальную политич. ситуацию (сам автор не делал секрета из напрашивавшейся аналогии: зона-нуль - Берлинская стена). Также интерес представляют "информационная" антиутопия "Ипсилон-минус" [Ypsilon Minus] (1976; рус. 1986 - "Игрек-минус"), навеянная "Дивным новым миром" О. Хаксли, и роман "Трансплутон" [Transpluto] (1982), в к-ром загадочная нов. планета Солнечной системы буквально морочит голову экспедиции землян, удерживая их от выхода за пределы системы, к звездам (см. Живые миры). НФ радиопьесы Ф. вошли в сб. "Никаких следов жизни" [Keine Spur vom Leben] (1982).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Стальная пустыня" [Die Stahlwuste] (1962).
"Планета потерянных" [Planet der Verlorenen] (1963 - под псевд. Сергиус Бот).
"Сириус-Транзитный" [Sirius Transit] (1979; рус.1991).
"Школа для сверхчеловека" [Schule fur Ubermenschen] (1980).
"Смерть бессмертного" [Tod eines Unsterblichen] (1982).
"Холод Вселенной" [Die Kalte des Weltraums] (1984; рус.1991).
"Конец времен" [Endzeit] (1985).
"Центр Млечного пути" [Zentrum der Milchstrasse] (1990).