ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович

(1821-1881)

Выдающийся рус. писатель, известный своей реалистической филос. прозой; классик отечественной и мировой лит-ры, влияние Д. на к-рую трудно переоценить.

Род. в Москве, получил инженерное образование, недолго работал чертежником, уйдя в отставку, серьзно занялся лит. трудом, печатался с 1846 г. Войдя в кружок М.В.Петрашевского, увлекся революционными идеями, вместе с пятью др. членами кружка приговорен в 1849 г. к смертной казни (в последний момент заменена каторгой и ссылкой); в 1859 г. ему разрешен переезд сначала в Тверь, а затем в СПБ.

"Дитя неверия и сомнений", по его собственному определению, Д. создает для своих героев особую атмосферу: они существуют в ситуации сложнейших и запутанных человеческих отношений, безумий, затейливых снов, суицидальных порывов; сюжеты писателя часто тесно соприкасаются с жанрами авантюрно-приключенческой, детективной и фантаст. лит-ры, что позволяет Д. точнее отразить противоречивый и сложный духовный мир своих персонажей (см. Внутренний космос, Психология). Последние могут, воскреснув, совершить путешествие к далекой звезде - "Сон смешного человека" (1877); в состоянии, близком к умопомешательству, подслушать на кладбище беседу мертвецов - "Бобок" (1873) (см. Мистицизм и оккультизм); нередко они испытывают раздвоение личности и даже оказываются проглоченными крокодилом - "Крокодил" (1865). Сам автор называл свой метод "фантаст. реализмом" и снабжал нек-рые произв. подзаголовком "фантаст. р-з" (напр., "Кроткая"), хотя ничего фантаст. в них по сути не было (Д. подразумевал лишь принципиальную невозможность до конца проникнуть в тайники сознания, в затаенные мысли своих героев). В повести "Двойник" (1846) причудливым образом перемешаны реальность и галлюцинации, отчего происшедшее - появление двойника героя - остается загадкой не только для читателя, но и для исследователя.

Большое влияние на общественную мысль (с годами не только не убывающее, но даже приобретающее особую остроту), в частности, на развитие антиутопии, оказал реалистический роман Д. о революционерах и феноменах революционного сознания - "Бесы" (1871-73; 1873). Проделавший определенную мировоззренческую эволюцию от увлечения идеями Шарля Фурье и Клода Анри де Сен-Симона до мысли о том, что "отсутствие революционного сознания - нац. черта рус. народа", Д. задолго до классиков антиутопии карикатурно изобразил "золотой век" торжества революции как мир рабства в повести "Записки из подполья" (1864) и в р-зе "Сон смешного человека" (1877) (см. Политика, Социализм). Один из "больных" вопросов Д., заданных самому себе героем романа "Братья Карамазовы", - может ли быть построена утопия на "слезинке" невинного ребенка? - неоднократно получал отражение в мировой НФ; среди самых последних примеров можно отметить р-з У. Ле Гуин "О тех, кто уходит из Омеласа" и ряд повестей А. и Б. Стругацких (напр., "Жук в муравейнике").

Р.Щ.

Лит. (выборочно):
Л. Гроссман, Вяч.Полонский "Спор о Бакунине и Достоевском" (1926).
В.В. Виноградов "Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский" (1929).
Л. Гроссман "Жизнь и труды Ф.М.Достоевского. Биография в датах и документах" (1935).
Н.Ф. Бельчиков "Достоевский в процессе петрашевцев" (1936).
С. Борщевский "Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы" (1956).
В. Шкловский "За и против. Заметки о Достоевском" (1957).
М. Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского" (1963).
Я.Э. Голосовкер "Достоевский и Кант" (1963).
Л. Гроссман "Ф.М.Достоевский" (1963).
А. Долинин "Последние романы Достоевского" (1963).
"Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников", в 2-х тт. (1964).
Г. Фридлендер "Реализм Достоевского" (1964).
Б. Бурсов "Личность Достоевского" (1974).
"Достоевский. Материалы и исследования", тт.1-5 (1974-1983).
Ю.Г. Кудрявцев "Три круга Достоевского. Событийное, социальное, философское" (1979).
Г.М. Фридлендер "Достоевский и мировая литература" (1979).
Ю.И. Селезнев "Достоевский" (1981).


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.