Г(илберт) К(ит) (1874-1936)
Видный англ. прозаик, поэт, эссеист, более известный произв. др. жанров (в частности, знаменитым детективным циклом о патере Брауне), перепробовавший, вероятно, все из них. Род. в Лондоне, после окончания привилегированной частной школы не поступил (вопреки неписанным правилам "его круга") в престижный ун-т, а начал посещать худож. уч-ще; художником не стал (хотя и иллюстрировал свои собственные книги), неожиданно для себя полностью переключившись на лит. труд, превратившийся в дело его жизни. Дебютировал в 1900 г. двумя сб. стих. Обстоятельства богатой и насыщенной жизни Ч. в лит-ре изложены в вышедшей посмертно "Автобиографии" [Autobiography] (1936).
К истории НФ имеют отношения два из 6-и романов Ч. Действие романа "Наполеон из Ноттинг-Хилла" [The Napoleon of Notting Hill] (1904; рус. 1925 - "Наполеон из пригорода") происходит в фантаст. идеализированной патриархальной Англии, представляющей собой по сути консервативную утопию в духе У. Морриса и художников-прерафаэлитов (см. Пастораль). А в лучшем романе писателя - "Человек, который был Четвергом: кошмар" [The Man Who Was Thursday: A Nightmare] (1908; рус. 1914) - автор, напротив, помещает действие в кошмарный сюрреальный Лондон - "Нов. Вавилон", наводненный агентами тайного об-ва анархистов, подчиненных не просто лидеру-мессии, а, как явствует из намеков в финале, самому Христу (см. Боги и демоны, Криминология, Политика, Религия); в целом сложный и "разночитаемый" роман Ч. остается блестящим примером одновременно детективной НФ, изящной мистификации в духе абсурдистской НФ и выстраданных размышлений о противостоянии "естеств. человека" (обывателя) и одержимых мессианскими идеями революционеров-террористов. Ироническая история турецкого вторжения в Англию описана в романе "Перелетный кабак" [The Flying Inn] (1914; рус. 1927). Р-зы Ч. в жанрах НФ и фэнтези включены в сб. - "Человек, который слишком много знал" [The Man Who Know too Much] (1922), "Рассказы Длинной Стрелы" [Tales of the Long Bow] (1925), "Свет дня и кошмар" [Daylight and Nightmare] (1986); выделяется повесть "Три всадника Апокалипсиса" (1937).
Вл.Г.
Лит. (выборочно):
M.Ward "Chesterton" (1958).
G.Wills "Chesterton. Man and Mask" (1961).
G.Clemens "Chesterton as Seen by His Contemporaries" (1969).
Christopher Collins "The Mind of Chesterton" (1970).
Michael G.Coren "Gilbert: The Man Who Was G.K.Chesterton" (1990).