БРИН (BRIN), Дэвид

(Глен) (1950-)

Амер. прозаик и ученый-астрофизик, один из ведущих авторов совр. НФ США. Род. в Глендейле (шт. Калифорния), учился в Ун-те шт. Калифорния (в Сан-Диего), окончил Калифорнийский технол. ин-т (Калтех) и там же защитил дисс. по астрофизике. Работал инженером в фирме "Хьюз эйркрафт", консультантом НАСА, преподавал физику и вел творческий курс по лит-ре в Ун-те шт. Калифорния; с 1989 г. - професс. писатель. Первая публикация - роман "Нырнувший в Солнце" [Sundiver] (1980; рус. 1995 - "Прыжок в солнце"). Секретарь Ассоциации американских писателей-фантастов (1988-90). Живет в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния).

Дебютировав в нач. 1980-х гг., Б. быстро выдвинулся в лидеры "твердой " (естественнонаучной) НФ (вместе с Г. Бенфордом и Г.Биром); из всех троих Б. - наиб. "гуманитарный" автор, чьи произв. отличает интерес к соц. проблемам и психологизм (на основании опроса читателей журн. "Локус" Б. был назван "лучшим автором 1980-х гг.").

Успех пришел к писателю сразу после романа-дебюта; продолжения -
"Начинается звездный прилив" [Startide Rising] (1983; испр. 1985) ("Хьюго"-84; "Небьюла"-83; "Локус"-84; рус. 1995 - "Звездный прилив")
и "Война цивилизаторов" [The Uplift War] (1987; "Хьюго"-88; "Локус"-88; рус. 1995 - "Война за возвышение").

События романов цикла развиваются на фоне тщательно прописанной и весьма поп. в НФ идеи - разумная жизнь в нашей Галактике (а у Б. - еще и в 4-х др.) была некогда "посеяна" мифической сверхцивилизацией Прародителей (см. "Пантропия"), затем удалившейся неведомо куда (как Хайнская цивилизация у У.Ле Гуин или гипотетические Странники у А. и Б.Стругацких ), но оставившй "приглядывать" за эволюцией нов. цивилизаций своеобразных "наставников" (Patron Lines) - по одному на каждую Галактику. В обязанности последних входит "добровольно-принудительная" помощь отсталым цивилизациям в их Восхождении (Uplift) по эволюционной лестнице (см. "Прогрессорство"). Однако представители одной из таких цивилизаций - земной - в результате случайного открытия на "океанической" планете (см. Океан) начинает сомневаться в искренности намерений "своего" патрона (земной опыт - люди, обезьяны, дельфины - свидетельствует, что Восхождение возможно и без "посторонней" помощи). Открыть истину может только посещение легендарной "б-ки" Прародителей, в к-рой, очевидно, аккумулирована вся мудрость известной Вселенной (см. Сверхразум).

В повести "Почтальон" (1983), превращенной в роман "Почтальон" [The Postman] (1985; рус. 1995) (Премия им.Джона Кэмпбелла-86), автор возвращается на Землю близкого будущего, пережившую ядерную войну. Герой несет надежду на возрождение: наткнувшись на труп почтальона, он берет его сумку с письмами и начинает разносить их адресатам; символическая картина бредущего по радиоактивному пепелищу "разносчика новостей" (добровольно взваленная им на себя моральная ноша со временем превращает его в действительного лидера, мессию) служит контрастом традиционным упадку и варварству романов о мире после катастрофы (см. Оптимизм и пессимизм).

К теме катастрофы Б. возвращается в своем последнем и самом "амбициозном" футурологическом романе "Земля" [Earth] (1990), написанном под влиянием "Остановки на Занзибаре" Д.Браннера. Автор рисует тщательно продуманную и богатую деталями панораму земной жизни через 50 лет (см. Близкое будущее), когда природная глобальная катастрофа (созданная в лаборатории микро-"черная дыра" вырвалась наружу) усугубляется мн. рукотворными, среди к-рых гл. - экологическая. Б. разделяет поп.. гипотезу о Гее - планете как живом организме (см. Живые миры), интересно ее иллюстрируя в духе идей П.Тейяра де Шардена, В.Вернадского и в НФ - О.Стэплдона. Наоборот, роман "Дело практики" [The Practice Effect] (1984) - по сравнению с др. произв. Б. - выглядит легкомысленной шуткой (в духе С.Де Кэмпа или П.Энтони): герой-ученый оказывается в параллельном мире, напоминающем земное средневековье, где население принимает его за волшебника (см. Магия).

Р-зы и повести Б. составили сб. "Река времени" [The River of Time] (1986); среди включенных р-зов - "Хрустальные сферы" (1984; "Хьюго"-85; рус. 1995) и "Река времени" (198.; рус.1992); в повести "Тор встречает Капитана Америку" (1986; "Локус"-87) построена альтернативная история, в к-рой Гитлер выиграл вторую мировую войну (см. Антифашистская НФ); также выделяется короткая повесть "Что-то продолжается, а что-то идет прахом..." (1991).

На рус. яз. также переведены рассказы:
"Опоздавшие" (19..; рус. 1995),
"Четвертая профессия Джорджа Густава" (19..; рус. 1995).

Вл.Г.

Др. соч.:
"Часть работы" [Piecework] (1991).
"Сердце кометы" [Heart of the Comet] (с Г. Бенфордом, 1986).


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.