БУЛЬ (BOULLE), Пьер

(Франсуа Мари Луи) (1912-1994)

Видный франц. прозаик, более известный произв. др. жанров. Род. в Авиньоне (деп. Воклюз), окончил Высшую электротех. школу с дипломом инженера; работал по профессии во Франции, затем сборщиком каучука на плантациях в Малайе. Там же во время войны служил в рядах Добровольческой франц. армии, стал секретным агентом разведслужб, выполнял спец. задания в Бирме, Китае и Индокитае, попал в плен, бежал; по возвращении на родину в 1944 г. был награжден высшими воен. орденами Франции; дебютировал в лит-ре ярким антивоен. романом "Мост через реку Квай" [Le Рont sur la riviere Kwai] (1952), успешно экранизированным в 1957 г. и принесшим автору мировую известность. Лауреат высших франц. лит. премий.

Классикой совр. НФ стал сатирический, восходящий к традиции Д.Свифта и Вольтера (см. Сатирическая НФ), роман Б. "Планета обезьян" [La Planete des singes] (1963; рус. 1967); герои романа, отправившись в космич. путешествие, терпят аварию на планете, где эволюция совершила обратный путь: хозяевами стали обретшие разум обезьяны, а люди, "не справившиеся с эволюционной ношей", перешли на положение скота (см. Зоология фантастическая, Оптимизм и пессимизм); неожидан, финал романа: путевой дневник уцелевшего члена экспедиции читают вышедшие на прогулку в космос обезьяны с Земли, где, т. о., история повторилась. Сардонический взгляд автора на совр. "цивилизацию вещей", полную предрассудков, позерства и абсурда и в конце концов ведущую людей к нов. одичанию, был сведен на нет в более тривиальной амер. экранизации (см. "Планета обезьян"), к-рая, однако, открыла для кинофантастики золотую жилу (см. Мир после катастрофы, Ядерная война). Б. написал еще неск. книг, также относящихся к НФ: космич. гонка сверхдержав в романе "Сад Канашимы" [Le Jardin de Kanashima] (1964) заканчивается неожиданной победой Японии, пославшей на Луну космонавта-камикадзе, заранее обреченного на невозвращение (см. Освоение космоса, Политика); спорту и досугу в будущем посвящен роман "Игры ума" [Les Jeux de l'esprit] (1971); возможной экологической катастрофе в океане - "Левиафан" [Leviaphan] (1978) (см. Экология). Единственный фантаст. элемент в романе "Джунгли подслушивают" (1972), действие к-рого происходит во время вьетнамской войны, - нов. тех. средство для прослушивания джунглей (см. Изобретения и открытия).

НФ р-зы и повести Б. составили сб. -
"Абсурдные рассказы" [Contes de l'absurde] (1953), [] (1953),
"Коварные истории" [Histoires charitables] (1965),
"Ибо это абсурдно" [Quia absurdum] (1970).
Остроумное сочетание парадоксов, связанных с путешествиями во времени, составляет сюжет повести "Время сошло с ума" (1953; рус.1966 - "Бесконечная ночь"), герой к-рой попадает во временную ловушку, уготованную ему пришельцами из прошлого и будущего (см. "Хроноклазмы"); в р-зе "Идеальный робот" (195.; рус. 1967) "гуманизация" андроидов проводится путем введения в их программу заведомых будущих ошибок (чтобы не вызывать у человека "комплекса неполноценности" перед механическими созданиями); вопросы религии подняты в р-зах - "Когда не вышло у змея" (19..; рус. 1973) и "Чудо" (19..; рус. 1967);
на рус. яз. также переведены р-зы:
"Дьявольское оружие" (1965; рус. 1983; 1988) (см. Оружие),
"История доброго писателя" (19..; рус. 1973),
"Сколько весит сонет?" (19..; рус.1988),
"Эра мудрецов" (19..; рус.1990).

Вл.Г.

Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.