БИШОП (BISHOP), Майкл

(1945-)

Амер. писатель, один из ярких представителей совр. НФ США. Род. в Линкольне (шт. Небраска), в детстве много путешествовал с семьей (отец служил в ВВС США), неск. лет провел в Токио; окончил Ун-т шт. Джорджия по специальности "филология" (диплом защитил по поэзии Дилана Томаса), преподавал язык и лит-ру на курсах Академии ВВС США, а также в Ун-те шт. Джорджия; с 1974 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Водопад Пиньон" (1970). Живет в Пайн-Маунтин (шт. Джорджия).

В 1970-е гг. Б. выдвинулся в ряды лидеров молодого поколения амер. НФ, его тв-во отличается оригинальностью и разносторонностью интересов. Начиная с первого романа "Похороны огненных глаз" [A Funeral for the Eyes of Fire] (1975; испр. доп. 1980 - "Огненные глаза" [Eyes of Fire]), герой к-рого должен проделать чудеса на др. планете, чтобы не быть отправленным обратно в земную тоталитарную антиутопию, Б. проявил серьезный и глубокий интерес к антропологии и теме контакта. Инопланетная культура в романе "И странные деревья в Экбатане" [And Strange at Ecbatan the Trees] (1976; др. - "За разбитыми лунами" [Beneath the Shattered Moons]) представляет собой генетически выведенную расу стоиков, не подвластных эмоциям и чувству агрессивности (см. Генная инженерия). Исследователи системы двойной звезды в романе "Под небесным мостом" [Under Heaven's Bridge] (1981), написанном в cоавт. с Й.Уотсоном , сталкиваются с загадочными аборигенами - то ли роботами, то ли киборгами; часть землян не доверяет "чужакам" и боится их, а те, кто чужды ксенофобии, в результате контакта открывают для себя нов. горизонты в окружающей Вселенной и "внутреннем космосе ".

Успех Б. принес роман "Нет врага, кроме времени" [No Enemy But Time] (1982; "Небьюла"-82), в к-ром увлекательные приключения и традиционный НФ антураж органично соединены с отточенной психол. прозой. Герой романа в детстве открывает в себе дар - родовую память, позволявшую мысленно путешествовать в прошлое (Африку эпохи плейстоцена). Повзрослев, он принимает участие в науч. эксперименте по осуществлению реальных путешествий во времени, получая возможность выбрать, к какому из времен он все-таки принадлежит; в прошлом у него рождается сын, "возвратившийся" с отцом в его время (см. Дети). Та же тема внутренней связи с прошлым, но в более облегченном варианте, звучит в повести "Ее муж-австралопитек" (1983; "Локус" -84), перераб. в роман "Состарившийся от дней его" [Ancient of Days] (1985); шокирующая история появления в совр. городке амер. Юга живого австралопитека (точнее, представителя вида Homo habilis - "человека умелого"), да еще затеявшего любовный роман с местной женщиной, позволяет автору подвергнуть жестокому и беспощадному разбору такие столпы жизни в глубинке, как обывательские "общественная мораль" и "здравый смысл" (см. Первые люди, Секс и эротика, Социология).

Не зациклившись на антропологии, Б. разрабатывал и др. темы. Его интересный цикл квази-реалистических р-зов о разл. аспектах жизни в Атланте 21 в. (см. Город) издан под одной обложкой как "роман" "Недостаточное знание" [A Little Knowledge] (1977); продолжение - "Годы катакомб" [Catacomb Years] (1979). "Кто сотворил Стиви Край?" [Who Made Stevie Crye?] (1984) - "роман ужасов", героиня к-рого - писательница, попавшая под власть своей "одержимой" электронной пишущей машинки (см. Искусство, Машины). Роман "Тайное вознесение" [The Secret Ascension] (1987; др. - "Филипп Дик мертв, увы" [Philip Dick Is Dead, Alas]) посвящен и представляет собой подражание Ф.Дику (вплоть до "заимствования" персонажей последнего); в альтернативной истории президент (по сути "император") США переизбран на четвертый срок, и это не кто иной, как Ричард Никсон (см. Политика). А в "Горе единорога" [Unicorn Mountain] (1988) "высокая" фэнтези c ее поэтичностью и сентиментальностью вторгается в повседневную реальность, полную приземленных проблем (от СПИДа, гомосексуализма и феминизма до гибели культуры амер. индейцев).

Произв. короткой формы, представленные в сб. "Окровавленный на Арахне" [Blooded on Arachne] (1982), "Одна зима в раю" [One Winter in Eden] (1984), "Тесные контакты с божественным" [Close Encounters with the Deity] (1986) и "Эмпатически - не НФ, почти..." [Emphatically Not Sf, Almost](1991) - трудно отнести к "сюжетным", сильные стороны Б. - рассказчика - умение создать атмосферу, настроение, а иногда и особую сюрреальную достоверность, как в р-зе "Космонавты и цыгане" (1974). "Черный юмор" в р-зе "Лукавый помидор" (1975) органически дополняет нов. разработка темы "Джекила и Хайда" Р.Стивенсона (борьба двух личностей, занимающих одно тело) в р-зе "Работа вдвоем" (1981) (см. Психология); филос. притча "Оживающий" (1982; "Небьюла"-82) парадоксально трактует легенду о Вавилонской башне (см. Мифология в НФ); сверхурбанизированный и перенаселенный мир будущих США в "Самурае и иве" (1976) дает возможность приспособиться и выжить только тем, у кого это заложено в историко-культурных "генах", - рабочим-неграм и иммигрантам-японцам; повесть "Смерть и предназначение на Асади" (1973) переделана в роман "Преображение" [Transfiguration] (1979). Из последних произв. Б. выделяется также короткая повесть "Жизнь как головоломка из сладострастных котов" (1991).

Вл.Г.

Др. соч.:
"Похищенные лица" [Stolen Faces] (1977).
"Блюз со счетчиком Гейгера" [Count Geiger's Blues](1992).


Дополнительные материалы:

Библиография М. Бишопа (О. Колесников, 1991)


Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.