БЬОЙ КАСАРЕС (BIOY CASARES), Адольфо

(1914-1999)

Аргентинский прозаик, один из основоположников и лидеров (наряду с Х. Кортасаром и Х.Борхесом) "фантаст. реализма" в лат.-амер. лит-ре. Род. в Буэнос-Айресе, учился на юридическом и филос.-филол. ф-тах местного ун-та, рано начал писать. Первая публикация - сб. "Пролог" [Prologo] (1929). Вместе с Х.Борхесом, с к-рым Б. связывала тесная дружба, издавал журн. "Дестьемпо" ("Des Tiempo"), писал в соавт., а также составил неск. ант., в т.ч. "Антологию фантастической литературы" [Antologia de la Literatura Fantastica] (1940). Лауреат нац. лит. премий. Живет в Буэнос-Айресе.

Успех Б. принес блестящий роман "Изобретение Мореля" [La invencion de Morel] (1940; рус.1990), навеянный "Островом доктора Моро" Г.Уэллса и ставший по сути первым НФ романом в Лат. Америке. С помощью изобретенной инженером-преступником "голографии", позволяющей сохранить иллюзию жизни уже убитых людей, герой обретает бессмертие, сам отправившись к голографическим призракам (см. Изобретения и открытия). Сочетание НФ, детектива и "магического реализма" характерно и для последующих произв. Б. Иллюзорная реальность, созданная с помощью хирургической операции на мозге, становится самым страшным наказанием для преступников в романе-антиутопии "План бегства" [Plan de evasion] (1945) (см. "Внутренний космос", Криминология). Полон ностальгической красоты роман-миф о Буэнос-Айресе - "Сон героев" [El sueno de los heroes] (1954), считающийся лучшей книгой Б.; герой романа спасен от смерти таинственным сверхъестественным существом, но затем погибает, попытавшись еще раз пережить незабываемую ночь в прошлом. Сатирический (с элементами "черного юмора" и абсурда) роман "Хроника войны против свиней" [Diario de la querra del cerdo] (1969) в утрированной и парадоксальной манере решает проблему поколений (см. Абсурдистская НФ, Демография, Сатирическая НФ). Также интересен роман "Спать на солнце" [La trama celeste] (1973), в к-ром герой-психиатр отправляет больные души людей "на отдых" в тела собак (см. Зоология фантастическая, Медицина, Психология).

Успех Б. принесли также многочисленные новеллы и филос.-фантаст. притчи (часто с элементами лит. мистификации), составившие сб. - "Козни небесные" [Dormir al sol] (1948), "Канун Фауста" [???] (1949), "Необычайная история" [??????] (1956), "Гирлянда историй о любви" [ ] (1959), "Теневая сторона" [ ] (1962), "Великий серафим" [El gran Serafin] (1967), "Герой женщин" [ ] (1978); большинство р-зов так или иначе пронизывает идея параллельных миров, обогащающих известную нам реальность.

На рус. яз. переведены р-зы:
"Встреча" (19..; рус. 1973),
"Герой женщин" (19..; рус. 1987),
"Как рыть могилу" (19..; рус. 1987),
"Козни небесные" (1948; рус. 1987),
"Напрямик" (19..; рус. 1987),
"О форме мира" (19..; рус. 1987),
"Пауки и мухи" (19..; рус. 1987),
"Теневая сторона" (19..; рус. 1987),
"Чудеса не повторяются" (19..; рус.1987),
"Юных манит неизведанное" (19..; рус. 1987);
за исключением первого, все они включены в сб. "Теневая сторона" (1987).

Вл.Г.

Добавил дату смерти, согласно комментария А. Мешавкина.
Г.С.М.

Все обсуждения — на «Форумах». Пожелания — в «Гостевой». Здесь комментарии только для дополнений и уточнений.