(1951-)
Амер. писатель, один из ведущих представителей молодого поколения НФ США, лидер (вместе с Г.Бенфордом и Д.Брином ) совр. "твердой" (естественнонаучной) НФ. Род. в Сан-Диего (шт. Калифорния), после окончания Ун-та Сан-Диего работал лектором в местном аэрокосмич. музее и планетарии, клерком в книжном магазине; с 1975 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Разрушители" (1967). Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1988-90). Женат на дочери П.Андерсона, живет в шт. Вашингтон, близ Сиэттла.
Известность пришла к Б. после публикации романа "За рекой небесной" [Beyond Heaven's River] (1980), в к-ром яп. пилот похищается инопланетянами во время битвы за Мидуэй и возвращается на Землю 400 лет спустя, в период расцвета Галактической империи (см. Война, История в НФ).
Короткая повесть "Музыка, звучащая в крови" (1983; "Хьюго"-84; "Небьюла"-83; рус. 1990) была переделана в роман "Музыка, звучащая в крови" [Blood Music] (1985), названный критикой "Концом детства" 80-х" (см. А. Кларк) . Это история открытия "разумных клеток" - нооцитов; распространившись вначале по кровеносным сосудам открывшего их ученого, они превращают его в сверхчеловека, а потом, "заразив" все население Земли, создают сверхорганизм (см. Медицина, Коллективный разум), ничего общего не имеющий с человеком. Б. подвергает инверсии взгляды О.Стэплдона: цель Сверхразума - не звезды, а "внутренний космос" бесконечно малого.
Одно из самых значительных достижений Б. - дилогия "Тысячелетие" [Eon] (1985) и "Вечность" [Eternity] (1988). Картины близкого будущего (мир находится на грани ядерной войны) неожиданно дополняет появившийся в околоземном пространстве загадочный астероид-звездолет, содержащих внутри себя "Пушинку" - семь гигантских "камер" (одна из них ведет в бесконечность), где хранится послание с "параллельной" Земли, ушедшей на тысячелетие вперед и уже пережившей катастрофу (см. Параллельные миры). Детально выписанная экспозиция позволила Б. не только развить идеи предшественников (А.Кларка, Л.Нивена, Ф.Пола), но и впечатляюще обрисовать мрачную перспективу гонки вооружений и соперничества сверхдержав (см. Политика).
Атомной трагедии посвящена новелла "Дуновение от горящей женщины" (1977), вошедшей в сб. "Дуновение от горящей женщины" [The Wind from a Burning Woman] (1983; др. - "Мстящий" [The Venging]) (см. Ядерная война). Иной тип глобальной катастрофы изображен в романе "Божья кузница" [The Forge of God] (1987); продолжение - "Звездная наковальня" [Anvil of Stars] (1992). Поначалу катастрофа производит впечатление природной, но выясняется, что за планетарными катаклизмами на Земле и в Солнечной системе стоит инопланетный Разум, блуждающий по Вселенной и (в буквальном смысле) пожирающий звезды. Б. рисует не естеств. и нерукотворный конец света, а Судный день в трактовке Ветхого Завета, как наказание человечеству свыше (см. Апокалипсис, Религия, Эсхатология). В "Королеве ангелов" [Queen of Angels] (1990) Б. обращается к "внутреннему космосу" человеческой личности, рассказывая (в духе "Расёмона" Акутагавы) от лица неск. персонажей историю поэта (и одновременно маньяка-убийцы) 21 в.; его преследование полицией и внутренняя драма развертываются на фоне утопии, в к-рую превратилась Земля после того, как повсеместно была внедрена "нанотехнология" (см. Криминология, Мозг, Машины, Интеллектроника). В романе "Крепость камня" [Strength of Stone] (1981), объединившим две повести - "Мандала" (1978) и "Крепость камня, плоть меди" (1982), изображены оригинальные биотехнол. города будущего; панорама жизни в нач. 22 в. (когда часть человечества расселилась на Луне и Марсе) нарисована в романе "Головы" [Heads] (1990).
Р-зы Б. последнего десятилетия включены в сб. "Касательные" [Tangents] (1989), "Фантазии Бира" [Bear's Fantasies] (1992). Заглавный р-з "Касательные" (1986; "Хьюго"-87) посвящен парадоксам иных измерений (см. Математика); в "Сестрах" (1987), "мини-антиутопии", напоминающей об О.Хаксли, рассказана драма девочки, родившейся естеств. путем в мире, где большинство детей подвергается до рождения генетической "обработке" (см. Генная инженерия); альтернативная история с Гитлером - победителем во второй мировой войне построена в р-зе "По дороге в никуда" (1985) (см. Антифашистская НФ); выделяется также повесть "Драка" (1983; "Небьюла"-83). Редкие экскурсы Б. в жанр фэнтези ограничены неск. р-зами и дилогией - "Концерт "Бесконечность" [Infinity Concerto] (1984) и "Змеиный маг" [The Serpent Mage] (1986), в к-рой совр. гор. мальчик сталкивается со сказочным миром "сидов" - обитателей "нижнего мира" в кельтских мифах (см. Дети, Мифология в НФ); ряд сюжетных линий заимствован у Уильяма Кольриджа (поэма "Кубла-хан"); оба романа объединены в один том - сб. "Песни о Земле и власти" [Songs of Earth and Power](1992).
Др. соч.:
"Хегира" [Hegira] (1979).
"Псиклон" [Psychlone] (1979; др. - "Потерянные души" [Lost Souls]).
Дополнительные материалы
Библиография Г. Бира (О. Колесников, 1991)