(1923-1990)
Рус. сов. прозаик, поэт, драматург, один из ведущих авторов романтической "гор. прозы" в отечест-венной лит-ре 1960-70-х гг. Род в Москве, в 1941 г. Ушел в армию с первого курса Архитектурного ин-та, был награжден воен. орденами и медалями; в 1944 г. окончил Воен. ин-т иностр. языков Сов. Ар- мии. После демобилизации работал художником, переводчиком, закончил Моск. гос. худож. ин-т В.И.Сурикова, а также Сценарную мастерскую. Печататься начал в 1955 г. Чл. СП.
Ряд произв. А., связанных общими героями, объединены в две трилогии: нефантаст. - "Теория невероятности" (1965; 1965), "Золотой дождь" (1965; 1965), "Этот синий апрель" (1966; 1967), и фантаст. - "Сода-Солнце" (1965), "Голубая жилка Афродиты" (1966), "Поводырь крокодила" (1968); объединены в один том - "Сода-Солнце" (1968). Гл. герои этих произв. - физик Алеша Аносов, художник Костя Якушев и поэт Гошка Панфилов; каждый из них - творческая личность, осн. потребность к-рого, - "чтобы ждали, мечтали, надеялись на проявление его способностей, чтобы требовали от него по его способностям". Эти шесть произв. задают тон и определяют все последующее тв-во А.: главным для писателя становится исследование самого процесса тв-ва, условий, которые стимулируют творческие начала или, наоборот, подавляют их (см. Искусство).
Поэт Панфилов в повести "Сода-Солнце" приходит работать в науч. ин-т и за короткое время производит там переворот в умах, иногда откровенно мистифицируя окружающих. Инопланетянин из "Голубой жилки Афродиты", к-рого встречают, ликуя, в надежде, что он поможет решить земные проблемы, оказывается простым фашистом и мечтает захватить власть над миром; позже выясняется, что он сбежал из инопланетного сумасшедшего дома (см. Антифашистская НФ, "Прогрессорство"). В "Поводыре крокодила" Панфилов находит способ проявить задатки красоты, добра и таланта, имеющиеся в каждом человеке; помочь в этом могут накопленные человечеством запасы этих качеств, выраженные в произв. искусства.
"Таинственная история" - повесть "Прыгай, старик, прыгай!" (1981) продолжает цикл произв. А., исследующих тв-во. Изобретатель Сапожников, совр. божества Громобоев и Минога, атлантолог Фетисов и др. вместе с Аносовым, Якушевым и Панфиловым поднимают проблемы тв-ва на нов. уровень в трилогии - "Самшитовый лес" (1979; 1980), "Как птица Гаруда" (1986), "Записки странствующего энтузиаста" (1988) (см. Атлантида, Бессмертие, Изобретения и открытия, История в НФ, Путешествия во времени, Экология). Нетрадиционная манера повествования, необычность формы этих романов лишь выделяют главное - страстный поиск автора и его неистребимый оптимизм и веру в человечество (см. Оп-тимизм и пессимизм). С нек-рой долей условности можно выделить осн. темы романов: тв-во в науке и технике, этика ученых и изобретателей ("Самшитовый лес"); тв-во в области соц. поведения, взаимоотношения личности и об-ва ("Как птица Гаруда"); наконец, худож. тв-во, искусство, творец и окружающий мир ("Записки странствующего энтузиаста"). Вместе с тем, вопросы тв-ва неразрывно связаны с др. проблемами современности, и А. не уходит от тем экологического, воен., соц. противостояния (человечества и природы, разл. групп населения, гос-в и т.д.).
Вл.Б.